Архимандрит Тихон (Шевкунов): Великую русскую литературу нужно вернуть в школы, вузы и во все духовное пространство России

03.10.2013 Архимандрит Тихон (Шевкунов): Великую русскую литературу нужно вернуть в школы, вузы и во все духовное пространство России

2 октября 2013 года состоялось заседание Совета по культуре и искусству при Президенте Российской Федерации. Во встрече, которую возглавил В.В.Путин, принял участие ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов).

«Вот уже несколько лет идёт работа над законом о культуре. Но то, что мы видим, пока представляет собой документ чисто технический. Концепция государственной политики в области культуры даст направление и смысл этому закону, станет его идеологическим базовым документом. Одна из главных задач при создании концепции – определение приоритетов. Этот вопрос чреват бесконечными и непродуктивными спорами. Но есть путь, держась которого мы можем твёрдо надеяться, что не ошибёмся. Это приоритет базовой для нас и неоспоримой русской и мировой классической культуры. В истории нашей страны не раз бывали этапы, когда возникали проблемы с преемственностью культуры и традиционных духовно-нравственных ценностей – ничего нового в этом нет. Главное вовремя заметить и осознать болезнь и принять правильные меры к исправлению ситуации», - отметил отец Тихон в своем выступлении.

Он напомнил, что «в послереволюционный период стремительное разложение всех элементов общей культуры было предотвращено возрождением ряда важнейших составляющих традиционной в России системы классического образования, включением огромных возможностей государственной машины для приобщения народа к русской и мировой классической культуре».

«Результатом этого в целом удачного решения, к примеру, стала система советского гуманитарного образования в школах и вузах, - считает ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре. - Именно эта система приобщения к классической отечественной и мировой культуре, а также система воспитания, во многом основанная на исторически сложившихся в России духовно-нравственных национальных идеалах, несмотря на всё давление тоталитарной идеологии, во многом сформировала мировоззрение, наверное, всех сидящих в этом зале».

Отец Тихон обратился к истории. Известно, что в опыт сокращения в учебных заведениях изучения литературы и русского языка имел место – в середине XIX века, когда «в период воодушевления разного рода реформами, решительно изменили и систему образования». «В частности, как и сегодня, было сокращено количество часов по литературе и истории, и вместо них сделали прагматический упор на естественные науки и законоведение. В результате, когда через десять лет в учебные заведения были направлены комиссии, выяснилось, что выпускники гимназий почти поголовно не имеют совершенно никакого представления о лучших произведениях отечественной литературы, а такие имена, как Гомер, Шекспир и Гёте, им ничего не говорят. Реформой министра народного просвещения Головина в 1864 году ситуация была решительно и вовремя исправлена», - сказал священнослужитель.

Он выразил убеждение, что «важнейшим неотложным практическим шагом сегодня должно стать возвращение на должное место великой русской литературы в школах, вузах и в целом в духовном пространстве России». «В первую очередь речь идёт об увеличении количества часов по русской и мировой литературе в школах. Настоящую культуру, вкус к ней необходимо прививать в прямом смысле слова, постоянно культивировать и не бояться делать это последовательно и настойчиво, не обращая внимания на призывы к толерантному отношению к духовным сорнякам. Это провокация, на некультивируемой почве сорняки неизбежно заглушат пшеницу», – считает отец Тихон.

По его мнению, приобщение жителей страны к великой русской литературе и к культуре в целом – «это не просто образовательная задача, а важнейший фактор духовного притяжения, благодаря которому объединяются разные народы, люди разных религий и даже убеждений». Вот почему здесь особое внимание необходимо уделить программам по отечественной литературе и культуре в национальных республиках наравне с изучением местной национальной культуры.

«И эти вопросы, и важнейшие вопросы воспитания, и разработка системы посещения всеми детьми страны в период школьного обучения основных памятных мест, связанных с историей культуры России, и, наконец, долгожданное стимулирование СМИ, телевидения, интернета, кинематографа к ответственному, гражданскому и этическому служению – всё это возможно, если будет создана и утверждена концепция государственной политики в области культуры, образования и воспитания, отражающая наши основополагающие духовные, нравственные и культурные ценности, историческую преемственность и социальные цели», – отметил ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре.

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓