Экзистенциальная фрустрация или Почему так много самоубийств

22.03.2016

lori-0005627150-bigwww.jpg

Времена кризисов и тяжелейших перемен в обществе выбивают почву из-под ног многих людей. Кто-то из них озлобляется, кто-то пытается найти утешение в алкоголе, кто-то доходит до такой степени темного и холодного отчаяния, что совершает тяжелейший грех – накладывает на себя руки. Что можно противопоставить этому страшному духовному и социальному бедствию? Только веру, уверен клирик Запорожской епархии протоиерей Игорь Рябко. Размышляя о реалиях современной Украины, он говорит о важнейших вещах для любого общества, особенного же того, которое находится в условиях внешнего или внутреннего кризиса: только в контексте вечности боль, страдания, скорби и разного рода испытания становятся не досадными тяжестями бытия, а жерновами, которые обтачивают и шлифуют грани будущего алмаза человеческой ипостаси.

В опыте моей педагогической работы было преподавание в магистратуре на кафедре «Педагогики высшей школы и управления учебными заведениями». Основным контингентом наших слушателей были директора школ и их завучи. Изучая проблемы современной педагогики, мы приходили к выводу о том, что в воспитательном плане у нас есть огромная дыра, сквозняк которой является убийственным, притом не в переносном, а в прямом значении этого слова. Динамика роста самоубийств среди молодежи связана с их неудовлетворенностью потребности в смысле жизни. Диагностировали мы эту проблему как экзистенциальную фрустрацию.

Конечно, на волне «декоммунизации» я могу показаться «не модным», хотя и не стремлюсь им быть. Но из своего уже не малого опыта работы в сфере педагогики могу с уверенностью сказать, что в СССР была одна из лучших в мире образовательных систем. Уровень знаний, которыми обладали в выпускники советских школ, был для того времени самым высоким.

То же самое я могу сказать и о системе советского воспитания. Речь идет в данном случае не о содержании, а о форме. Октябрята, пионеры, комсомол, партия ‒ все это водительствовало нравственностью советского периода, и не в обиду будет сказано современным «борцам с советским наследием», она была на десять голов выше, чем та, которую мы имеем сегодня среди нашей молодежи. Тимуровские команды создавались по велению сердца, а не по приказу партии, потому что с самого юного возраста детей учили уважать старших, помогать младшим, заступаться за слабых.

Я был участником этого процесса и имею право сравнивать, какими мы были тогда и какими стали сейчас. Школьный учитель был «полубог», его боялись и уважали. Директор школы ‒ это Зевс на Олимпе. Если тебя вызывали за какое то нарушение к самому директору школы, это было сродни Страшному Судц. Нам и в голову бы не могло прийти, чтобы школьник мог матом послать учителя на уроке, чтобы родители кричали на преподавателей в присутствии детей, чтобы на выпускном вечере у нас на столах отрыто стояла водка. Я мог бы еще долго перечислять, что было бы невозможно тогда и что стало обыденностью сейчас. И все это будет не в пользу современности.

Валять памятники, горлопанить о «тоталитарном наследии СССР» можно сколько угодно. Создайте хоть десятую часть того, что был создано для людей в Советском Союзе, и тогда вы получите право на то, чтобы обличать. Я каждое лето отдыхал на море по профсоюзным путевкам, которые брали мои родители за копейки на работе, и все мои одноклассники тоже. А это было простые рабочие семьи. Ни у кого из них не стояли пальцы веером. Мы одевались не ахти как, но никто не чувствовал себя от этого ущербным. Потому что все были равны.

За годы перестройки и последующей украинизации мы благополучно разрушили все то, что было создано в советский период. И это касается не только пионерских лагерей, бесплатного образования, медицинского обслуживания и прочего, но и того хорошего, что было в воспитательной модели СССР. Моральный кодекс «строителя коммунизма» был, по сути, перифразом Евангелия, и по нему жили люди в этой стране. Какая же альтернатива было создана за период «свідомої самостійності» Украины? Правильный ответ – НИКАКОЙ.

Но никакого воспитания не бывает по умолчанию. Оно в любом случае хоть каким-то, но будет. Человека будет воспитывать социальная среда и ее законы, средства массовой информации, общественная мода и т.д. Все это в совокупности воспитало «поколение Пепси-Колы» ‒ людей, для которых смыслом жизни стало получение удовольствия и наслаждения. Но за их фасадом спрятана правда Пустоты. Это черное зияющее Ничто, которое поглощает в свою дыру отчаявшиеся, унылые души. Она все время расширяется, а скорость вихревого потока, который всасывает в нее людей, становиться похож на торнадо. Война, страшное послемайдановское обнищание большинства людей, долги за коммунальные услуги, безденежье, отсутствие возможности лечиться и хоть как-то сносно жить, полуголодное существование, безработица, невозможность выплатить кредит толкают многих людей на последний отчаянный шаг. Да, именно многих ‒ об этом не говорят, но я как священник знаю: сейчас самоубийства людей стали уже не редкостью, а обыденностью.

Что мы можем и должны предложить людям в качестве спасительного лекарства от этой беды? Только одно ‒ Веру. Но сказать одно это слово будет не достаточно. Советская атеистическая мировоззренческая модель несостоятельна уже потому, что она не выходит за границы самой себя. Это закрытая модель, которая в смысловом плане беспомощна: какой смысл жизни может быть у атеиста? Воспитать детей, которые тоже умрут? Построить лучший социальный мир? Но и он сгорит когда закончится термоядерная реакция на Солнце. Эта звезда сожжет все, что находиться в пределах ее системы. Переселиться на другую планету? Но период жизни нашей галактики тоже имеет свои сроки. Все, что имеет начало во времени, имеет в нем же и конец. Это утверждает не религия, а наука. Так в чем же смысл? Его не может быть там, где есть всевластвующий закон всепоглощающей смерти.

Общерелигиозная интуиция говорит о том, что творение значительно сложнее, чем мы можем себе даже представить, и выходит далеко за рамки наших эмпирических знаний. То, что доступно нашему естественному и научному опыту, есть лишь ничтожно малая часть общего многообразия мира. Наша биологическая жизнь, на нашей планете, является лишь одной из форм разнообразных видов бытия умного творения, живущего в многомерных мирах. Существование личности человека в скафандре животного есть важная, но временная личностно-формирующая стадия его подготовки к подлинному бытию. Однако от этой стадии зависит качество его жизни в той плоскости мира, которая выходит за границы времени и называется нами Вечность. Путь в иные миры, после разделения души с телом, ведет сепарирующий туннель, который в разных религиозных традициях описывается разными символическими образами, но суть от этого не меняется.

Если душа обладает качественными характеристиками мира нижнего, ада, то она идет в тот мир, которому она соответствует. Описание ужаса того мира выходит за рамки человеческих возможностей. У нас нет опыта и, соответственно, слов, которые могли бы описать его реалии. Так же, как и нет слов, чтобы наименовать свойства мира Горнего. Апостол Павел пишет, что «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2. 9).

Общее положение то, что жизнь человеку дана для того, чтобы создать в себе личность, которая соответствует замыслу Божию о ней. Мы сами скульпторы своего образа. А значит, жизнь человека наполнена глубочайшим смыслом, все случающееся в ней имеет важнейшее значение для формирования человеческой личности и не является случайностью. Боль, страдания, скорби и разного рода испытания – жернова, которые обтачивают и шлифуют грани будущего алмаза человеческой ипостаси. Бог дает нам краски и кисти, но рисуем себя мы сами. Понимание той метаморфозы, которая должна произойти с человеком, придает его жизни глубочайший смысл и чувство ответственности за каждый прожитый день.

Печально, что часто преподавание «Основ христианской этики» или «Православной культуры» сводится к фольклорно-лубочному обрядоверию, за узорами которого теряется вся полнота картины. Непонимание сути веры, ее глубинного смысла, целей и задач, которые стоят перед истинным христианином, являются причиной того, что под флагом религии вещи происходят убийства, завоевания, борьба за власть, ведутся войны и проч. Человек рисует в своем сердце обезьяну веры, ложную икону «бога» и считает, что это и есть истина. Это то, что сейчас происходит на нашей Родине.

Я не могу вместить в свою голову, как могут люди, которые верят во Христа, невинного Страдальца, проповедующего Любовь, в том числе и к врагам, брать дубинки, избивать людей, захватывать храмы, призывать к расправам с инакомыслящими. Как можно соединять в себе зло с добром, ненависть с любовью, насилие с всепрощением. Эти люди носят кресты и рясы, держат в руках Евангелие, но это суть волки в овечьих шкурах, ряженые слуги диавола, за которыми идут плоды их «проповеди». Конец им их уже готов, и суд над ними уже свершился. Осталось только ждать, когда приговор будет приведен в исполнение. Время оттянуто, чтобы эти антихристы в рясах еще могли покаяться. Но вместо этого они только умножают свои беззакония и усугубляют свою вину. Конец их не за горами.

Для нас же важно понять: если наша система образования не сможет дать нашим детям достойную мировоззренческую модель, которая бы четко и недвусмысленно дала им понять, что есть главное, а что ‒ второстепенное в этой краткой земной жизни, которая смогла бы выстроить их внутреннюю аксиологию согласно Высшей Правде, а не изменчивым социальным ценностям, то мы навсегда потеряем не только наших детей, но и нашу Родину. В ней начнут жить не люди, а социальные животные, которые будут есть друг друга, как крысы, в бочке и гимн Украины можно будет начинать петь, уже пропустив наречие и отрицательную частичку.

Протоиерей Игорь РЯБКО,
заведующий кафедрой богословия
Классического приватного университета (г. Запорожье, Украина)

Публикация сайта Запорожской епархии

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика