С Богом или с курсом валют?

11.02.2015 00_21.jpg

Почему Православная Церковь не прибегает к тем же популяризаторским методам привлечения людей, что и некоторые религиозные течения? Что мешает прийти в храм – хмурые старушки у подсвечников или что-то внутри самого человека?  Мнение иерея Андрея Горячева, руководителя отдела тюремного душепопечения Волгоградской епархии.

Кому в церкви «скучно»

− У нас один язык – Евангелие. Если мы пойдем по пути привлечения новых людей рекламными методами, то забудем, наверное, об одном – зачем существует сама Церковь.

Самое распространенное оправдание людей, не ходящих в храм: скучно. Я удивлялся раньше, почему такие ответы. А потому, что от Церкви хотят не того, что она дает. Церковь дает спасение души, а для этого, к сожалению, в сем земном мире «ни времени, ни сил не хватает». Все хотят чего-то другого − может быть, веселого чаепития, может быть, распростертых объятий.

Мы получаем много жалоб на то, что священники хмурые и бабушки у подсвечников строгие. Конечно, это есть − и это проблема. Но суть вопроса церковной жизни и суть вопроса жизни сектантской совершенно отличается. Потому что человек, приходящий в Церковь, должен получать одно − спасение души. Остальное растворяется для него на этом пути искания Бога.

Начни с себя

Ответ людям, которые хотят сделать из Церкви «немножко более открытое общество» следующий. Церковь – это сообщество людей, и еще более открытой она не может стать. Если вы придете в любой храм, если изнутри поучаствуете в жизни общины, то сами скажете, что это самая открытая община. Только надо изнутри посмотреть.

Тем, кто говорит, что следует изменить Церковь, можно ответить, что стоит попробовать изменить ее изнутри, начав с себя. Но почему-то получается, что люди пытаются изменить Церковь извне. То есть, не меняя своей жизни, они перечисляют, что им не нравится в Церкви.

Изнутри измените жизнь Церкви, придите туда, если вы православный христианин! Только потом может начаться компромисс и поиск ответов на все вопросы.

Главная задача

Я хотел бы рассмотреть этот вопрос как тюремный душепопечитель епархии. Тюрьма − это замкнутое пространство, в которое попадают люди для исправления ошибок, которые они совершили. Некоторые находят там себя, некоторые теряют окончательно. Те, кто нашли себя, – это люди, вставшие на определенный путь для того, чтобы, выйдя назад в общество, не опуститься вниз снова, а начать нормальную человеческую жизнь. Церковь в этом старается помогать. Но удивительно, что людей в тюремных храмах становится все меньше.

Я долго думал, почему так происходит. Оказывается, все достаточно просто. Священник, занимающийся тюремной миссией, нередко выполняет роль человека, который просто делает добрые дела для заключенных, понимая, что этих людей надо пожалеть. Действительно, многих по-человечески жалко, у многих трудная судьба. И порой священник за человеческой жалостью может забыть о том, что его задача − приносить пользу именно человеческим душам.

Священник проводит беседы, чаепития, на которые собирается много людей. Приведу в пример одно из своих наблюдений. Как-то в ЛИУ № 15 я объявил после богослужения, что скоро с концертной программой приедет православный творческий коллектив. В день концерта на богослужении присутствовало 15 человек, а на самом концерте − пятьдесят. Ответ заключается в том, что человек идет на концерт расслабиться, послушать музыку, даже духовные песнопения; но это музыка − она ни к чему не обязывает. Священник же в храме начинает к чему-то обязывать, богослужение  напоминает, что в храм приходят не развлекаться, а совершать дело спасения своей души.

И вот удивительно: людям не интересно делать дело спасения собственной души. Им интересно почитать Евангелие, но не интересно жить по Евангелию.

Лень подумать о душе

И оказывается, что сейчас Церковь должна искать способы вызвать у людей интерес к этому. Человек, желающий спасать свою душу, обязательно найдет путь к жизни по Евангелию. Но если человек не хочет его искать, то примените какие угодно развлекательные или рекламные средства – не поможет. Может быть, вы даже усугубите его лень, и человек скажет, что ему и незачем утруждаться.

Проблема на самом деле глубже: людям лень подумать о душе. «Почему курс валют у нас вызывает больший интерес и переживание, чем спасение нашей души?» — сказал Владимир Легойда (председатель Синодального информационного отдела – прим.) в одном из интервью. Если человеку выгоднее жить с курсом валют, а не с Богом в душе, он и будет так жить. Тут вопрос не в «закрытости» Церкви и не в том, что православные издания не разбрасываются по всем почтовым ящикам.

Меня часто просят: «Батюшка, расскажите что-нибудь интересное из работы в пенитенциарной системе». Закончилось интересное − есть обычная человеческая жизнь и там, и здесь. И вот про нее как раз всем не интересно слушать. Даже своя личная жизнь человеку не интересна. Нам надо вспоминать иногда о том, что за нашу личную жизнь мы отвечаем перед Богом, и Церковь нам об этом напоминает.

В основе материала –
публикация 
сайта Волгоградской епархии


 

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓