Шумим, братцы, шумим…

31.10.2014

00_11.jpg

Дань моде стала уже повседневностью. Нравится или нет, но на протяжении многих лет люди одеваются 31 октября в странные костюмы, изображая мертвецов или какую-то нечисть и в прямом смысле не чураются грязи и вакханалии. Нередко можно слышать голоса представителей Церкви о том, что такое времяпрепровождение неправильно и неполезно.

Но можно ли сказать, что поступающие вопреки этим предупреждениям люди сознательно выбирают зло, или же они просто не задумываются о  смысле своих действий? С этим вопросом портал «Приходы» обратился к протоиерею Михаилу Прокопенко, клирику московского храма Живоначальной Троицы в Хорошеве.

− Хэллоуин – Ночь всех святых – это древнеевропейский христианский праздник, и те, кто отмечают его как день нечисти, совершенно уклоняются от аутентичного смысла празднования. Да и, сказать по правде, эти опереточные празднования уже порядком наскучили, довольно уже кушать «подсанкционные продукты» − по-моему, пора обратиться к тому, чем богата наша культура, в том числе смеховая, карнавальная, и не заглядываться на чужие праздники.

В то же время я не думаю, что в нашей стране кто-то придает Хэллоуину серьезное значение. Украшаются соответствующей атрибутикой клубы (а как же − нужно же продать побольше коктейлей!), лихорадит продавцов сувениров... Происходит некое карнавальное действо – люди в мертвецов переодеваются, делают страшные фонарики из тыквы, пугают друг друга, сходят с ума потихонечку, но не думаю, что это каким-то образом касается глубин их внутренней, духовной жизни. Мое отношение к этим «праздникам» такое: кто-то предпочитает есть фастфуд, и его можно только пожалеть, потому что он отказывается от вкуса настоящей пищи.

Однако не получается ли, что наблюдаемая сегодня пропаганда зарубежного праздника, имеющего христианское название, но при этом очевидно языческое наполнение, – это не нейтральное по отношению к христианству действие?

− Я не думаю, что этот праздник имеет специфически антихристианское направление, и, кстати, пропаганды его, по крайней мере, навязчивой, в последнее время не видно. Проблема в том, что в гораздо большей степени против христианства направлено наблюдаемое в наше время стремление вынести «за скобки» любой серьезный разговор о смысле жизни, в том числе и о религии. Враждебно вере скорее вообще насаждаемое сегодня масскультурой лихорадочное мелькание образов, слоганов и символов, в том числе квазирелигиозных, которое не дает человеку даже посмотреть вокруг себя.

Время каких-то серьезных идеологических антирелигиозных диверсий, мне кажется, безвозвратно прошло. Сейчас настала пора диверсий иного рода, когда любой смысл пытаются растворить в шуме, чтобы он перестал быть смыслом и забылся. Давайте посмотрим на технологии манипулирования общественным мнением, которые используются в средствах массовой информации, в социальных сетях в интернете: любую, даже самую прорывную новость, которая очень многих может заставить подумать, очень легко «заболтать».

Так что, если говорить об угрозах христианству в нашем обществе, то одна из этих угроз, причем не самая незначительная, − это «заболтанность» плюрализмом: как только кто-то начинает говорить об истине, открывает для себя Евангелие, тут же со всех сторон ему в уши начинает сыпаться мусор об относительности и множественности истин, да и просто информационный шум, на который даже реагировать необязательно – достаточно того, что он есть.

Время лобового столкновения идей, горячих споров об истине, мне кажется, прошло. Настало время столкновения смыслов и шума: если Евангелие несет нам смысл жизни, то совершенно неважно, с чем приходит в нашу жизнь оглупляющий и обессмысливающий ее шум: с Хэллоуином, с пивным Октоберфестом, с предновогодними или рождественскими распродажами, с наблюдением за новостями, которые происходят на другом конце земли, или с чем то еще, – лишь бы был шум, который заглушает самое главное.

Кстати, христианская аскетика давным-давно знакома с этой проблемой. Кто из нас, пытаясь нерассеянно помолиться, не сталкивался с бурей помыслов — нелепых, скверных, богохульных, суетных − каких угодно, только уводящих человеческий ум от слов молитвы? Церковный опыт говорит, что есть только один способ противостоять этой буре, всем этим всеваемым в душу плевелам − их надо игнорировать. Не спорить с ними, не полемизировать, не гневаться на них, а просто игнорировать.

Записала Наталия БУБЕНЦОВА



О чем обычно напоминают, говоря о неправильности празднования Хэллоуина:

  • Считается, что истоки празднования  − в  поверьях древних кельтов, которые думали, будто в эту ночь открывалась дверь в потусторонний мир и обитатели ада проникали на землю. Язычники прославляли бога Самхаина, повелителя смерти, приносили ему жертвы, рассчитывая на его «милости». Получается, это был некий день унижения перед злом.
  • Празднование в наше время предполагает несерьезное и даже дружелюбное отношение к символам смерти и зла. Вряд ли можно назвать полезным  снятие естественной для человеческой психики внутренней цензуры, запрещающей даже шутливое одобрение зла и жестокости (например, игры в террористов, в палачей, иных злых «героев»).
  • Переодевание в мертвецов, зомби и неких демонических «героев» может быть вредным для личностного развития детей, ведь в раннем возрасте они «примеряют» на себя не только костюмы, но вместе с ними – и образы.
  • Для верующего во Христа, Его победу над адом и смертью человека «празднование» в честь нечистой силы должно быть столь же немыслимо, как для гражданина страны, победившей фашизм, − торжества в честь Гитлера и его пособников .

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓