Другого счастья на земле нет

24.02.2016

a-161.jpg

Почему достижение любви – это не вспышка, а долгий и нелегкий труд? С какого возраста учатся любить? Счастье и комфорт – это синонимы или противоположности? О таких, вроде бы, житейских, но столь важных для каждого темах шла речь в беседе с епископом Ржевским и Торопецким Адрианом.

До любви можно дойти

Владыка, ощущаете ли Вы возраст в душе?

 Иногда открываю свой паспорт и думаю: «Неужели это со мной?» А в душе – нет. И у любого человека спросите: «Ты чувствуешь себя старым?» Уверен, ответ будет отрицательным. Это удивительное свойство души – быть всегда в состоянии юношеского возраста, жить вне времени…

Расскажите, пожалуйста, о семье, где вы родились и выросли, о том, как пришли к вере.

– Я родом из Москвы. Мой отец – 1903 года рождения, мама родилась в 1908 году. Родители оказались достаточно сформировавшимися личностями, чтобы не менять свои убеждения при новой власти, и сохранили те духовные и моральные устои, в которых утвердились с детства. Люди глубоко верующие, они и меня воспитали в вере. У меня не было проблем с вопросом, есть Бог или нет, мне никогда не приходилось сомневаться в выборе дальнейшего пути. И это большое счастье. Мои родители прожили вместе более полувека, и я видел, что семья – это самое лучшее, что может быть. Считаю, что основа всякой жизни – это любовь. Нет любви – нет никакой семьи.

А что такое любовь? Это привязанность? Самопожертвование? Или то, чему нет объяснения?

– Любовь – не просто чувство приходящее, которое может захватить всего человека, и он живет этим. Любовь, оказывается, достигается, но это очень долгий процесс. Влюбленность позволяет людям соединить свои жизни воедино и направляет их на путь, которым можно дойти и до любви. Любовь – это жертвенность, постоянная отдача самого себя, самый большой труд, который только есть.

Люди всегда склонны идеализировать себя: «Я-то хороший, но не на той женился», или: «Не за того я замуж вышла». И оказывается, семья – это школа жизни, где человек узнает, кто он есть. Вдруг открываются глаза, и я понимаю, что я нетерпеливый, сварливый, жестокий, постоянно хочу, чтобы меня любили, делали все для меня. Одним словом, эгоист. Лишь когда два человека начинают умерять свой эгоизм, жить проблемами друг друга, тогда начинает проявляться великое качество, которое мы называем любовью. И это процесс длиною в жизнь. К старости, если люди правильно выбрали путь в жизни, они достигают той любви, которая теряет остроту телесного восприятия друг друга, но открывает красоту верности, преданности, – того, что является фундаментом жизни.

Не расплескать чашу

Любовь как бесценный дар должна передаваться из поколения в поколение. К сожалению, во многих современных семьях нет любви. И если родители не любят друг друга, то несчастны, прежде всего, дети. Как быть в этой ситуации?

– Для того, чтобы соединить себя узами брака с другим, нужно, как говорится в русской пословице, «семь раз отмерить, один раз отрезать». Брак – не просто совместная прогулка с человеком, который сегодня мне понравился. Надо посмотреть, каков он.

Мы часто эгоистично относимся к тем, с кем живем, упрекаем: «Ты меня не понимаешь, мы разговариваем на разных языках». То есть я не хочу понять другого, но хочу, чтобы поняли меня. И каждый утверждает свое.

Надо много знать о браке, готовиться к нему. Христианство говорит, что брак – это нерушимый союз мужчины и женщины, который из двух людей делает одну сущность. Когда люди соединяются друг с другом, нет понятия «я», есть – «мы». Способен ли ты, забыв себя, жить для своей половины? Вот до этого состояния надо дорасти. Если отношения начинаются сразу же с постели, то человек не видит души другого. Погружаются в семейную жизнь, и вдруг раскрывается, что она злая, сварливая, а он – бесчувственный, невнимательный, ленивый. Но ведь это надо было увидеть в период знакомства, до брака. Не случайно в старину родители, выбирая для дочери жениха, смотрели, каков его род, семья. Это было важно, потому что генетически каждый несет в себе то, что присуще его роду: или пороки, или достоинства.

Сегодня говорят, что для того, чтобы жениться или выйти замуж, нужно попробовать пожить гражданским браком. Подойдем друг другу – поженимся. А нет – ничего страшного. Дети? А при чем здесь дети? Дети уже сами по себе. Такой посыл очень опасен, разрушителен для семьи. Когда человек женится или выходит замуж не один раз, а несколько, он программирует себя: ну, не сложится, попробую еще. И еще. И не раз, и не два, и не три…

Так и получается.

– Да. И дети рождаются в семье, где априори уже допускается возможность поменять мужа или жену. Супругов называют сейчас партнерами. А ведь ребенку нужен не партнер, а отец и мать. Впитывая в себя модель отношений в родительской семье, он, вырастая, свою жизнь строит, словно по кальке.

В Священном Писании есть такие слова: «Из-за умножения беззаконий иссякнет любовь». Оказывается, от неправедной жизни теряется любовь, теряется сама способность любить. Человек хочет создать семью, но без любви не получается. Он потерял все то, что когда-то имел: расплескал чашу любви, на дне ничего не осталось. Рад бы полюбить, да не может.

2551_4548.jpg

Берегите свою любовь и не делайте поспешных шагов к заключению брака. Попытка жить гражданским браком – это и есть расплескивание содержимого той драгоценной чаши, которая, в конце концов, иссякнет: любви в семье уже нет, но ради детей приходится жить вместе. Дети, видя злобу, неприязнь, отчужденность родителей, впитывают это в себя. Какая душевная травма наносится ребенку!

В этом случае единственный выход – расстаться? Или ради детей надо продолжать совместную жизнь?

– Не ради детей надо жить. Каждая семья проходит свой кризисный период, но кто-то делает над собой усилие, анализирует ситуацию и говорит: «Это не она, а я виноват». Если есть такая внутренняя установка и убежденность, то человек старается изменить себя. И тогда начинает меняться другая половина.

Семью воспитывают со школьной скамьи

Как воспитывать детей, чтобы они выросли достойными гражданами?

– До шестилетнего возраста в ребенке закладывается нравственная составляющая. Это тот фундамент, на котором строится его жизнь. Что такое хорошо и что такое плохо, добро и зло, правда и ложь – все эти понятия формируются, причем совершенно неосознанно, в первые годы жизни. Как часто, маленький человек, сидя в коляске, становится невольным свидетелем громкого разговора родителей, которые выясняют отношения, не выбирая выражений! Потом, лет через пять, ребенок повторяет эти слова, а родители недоумевают: «Откуда? Почему? Кто научил?»

Когда ребенок идет в школу, он уже сформированная личность в понятиях правды и лжи, целомудрия и разнузданности. Он приносит с собой все то, чему научился в семье, а школе это надо выправить.

Каким образом?

– Сегодня новые стандарты третьего поколения включают в себя как образовательные, так и воспитательные задачи. И это очень правильно, поскольку без воспитания нельзя ничего сделать. Необходимо привить детям представление о правде, любви, добре. Если учителя носят это в своем сердце, то они смогут донести до детей истину. А если они сами пришли из тех обездоленных семей, о которых мы говорили? Тогда как быть? Хотя семью, твердую и прочную, надо воспитывать со школьной скамьи.

a-115.jpg

С какого именно возраста?

— Начинать готовить детей к семейной жизни можно уже в пятом-шестом классах. К чему мы сейчас готовим молодежь? Сдать ЕГЭ? Поступить в вуз? Но ведь жизнь – это не просто дуновение ветра. Христианство говорит: родившись, ты уже никогда не умрешь. И все, что ты сегодня здесь собираешь, – это твое достояние, богатство, не внешнее, но внутреннее, способное давать жизнь, или оказаться вне жизни.

Если следовать христианским заповедям, можно воспитать достойного гражданина, который будет передавать лучшие свои черты последующим поколениям. И жизнь никогда не закончится. При тех ценностях, которые сегодня продвигает Запад, жизнь продолжаться не сможет, ведь однополые браки детей не производят. Нужно внедрять это в сознание людей.

Что зависит от нас…

Поэтому отдел образования епархии сегодня так тесно сегодня сотрудничает с образовательными учреждениями?

– Да. Мы хотим привить базовые понятия. Конечно, они лежат где-то внутри каждого человека, но до них нужно дойти. Педагог должен убедиться в том, что все это есть. Человек, который учит, должен сам иметь твердое мировоззрение. Например, без религиозного мировоззрения дать четкие понятия о добре и зле невозможно, все становится относительным.

Поэтому сегодня Церковь как институт, способный дать истинные ориентиры, необходима обществу. Церковь не учит людей веровать: каждый человек свободен в выборе и может выбирать тот жизненный путь, который считает нужным. Церковь говорит о христианских ценностях, которые являются ценностями общечеловеческими. И они необходимы людям сегодня, иначе мы жизнь потеряем.

Владыка, Вы часто встречаетесь со школьниками и беседуете на разные темы. Как реагирует молодежь на Ваши слова? Встречаете ли Вы понимание?

– Когда начинаешь разговаривать, рушится стена отчужденности, и все становится на свои места. Видишь перед собой открытую душу, которая говорит искренне. Спрашиваю детей: «У тебя есть душа?» Ни один не сказал: «Нет». Но со временем ребенку внушают: «Какая душа? Главное –  устроиться в этом мире».

Значит, все зависит от нас с вами?

– В первую очередь, от семьи, от того, что родители внедрят в сознание детей. Сейчас многие советуют своим детям: «Получили образование – уезжайте». А разве нельзя работать здесь? Можно. Но идет пропаганда: в России все плохо, все рушится. И в этой пропаганде заинтересованы те силы, которые хотят, чтобы разрушился наш русский, российский мир…

Поэтому среди детей обязательно нужно вести большую разъяснительную работу. Они должны понимать, в чем ценность государства, зачем нужно любить Отечество. Церковь не может оставаться в стороне.

20160113_135112.jpg

На каких примерах должно строиться воспитание?

– На тех традициях, которые всегда в России существовали. В нашей истории много настоящих патриотов, мужественных людей: Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Александр Суворов, Павел Нахимов, Федор Ушаков. Вот они, истинные герои Отечества! Благодаря своим предкам мы сохранили великую державу, сохранили великую культуру, несмотря на все трудности. И сегодня мы — сильная страна с огромным духовным потенциалом.

Комфорт или счастье?

Владыка, сейчас отношение к многодетным семьям меняется в лучшую сторону, но многодетность по-прежнему считается не модной. Почему? Только ли материальные проблемы тому причиной?

– Все очень просто. Сегодня звучит лозунг: «Жизнь должна приносить радость и удовольствие». А дети сразу сужают это пространство комфорта. «Зачем вообще нужны дети?», – рассуждают некоторые. И только когда вектор ценностей меняется, человек видит, что дети приносят счастье. Когда детей много, тогда и счастья много. Большинство моих сверстников сожалеют о том, что у них только один ребенок. «Если бы сейчас начинать все сначала, – говорят они, – детей могло бы быть пять, а может быть, даже десять». Ведь действительно счастье – в детях.

К сожалению, это понимаешь с возрастом.

— Да, эгоизм диктует обратное. Потеряны ориентиры в жизни. «Зачем я живу?» – каждый человек должен задать себе этот вопрос. Когда он на него ответит, все встанет на свои места. Однажды Чехова спросили: «Зачем Вы живете? Вы же знаете, что умрете». Он сказал: «Я эту мысль постоянно отгоняю от себя. И думать об этом не хочу». Так зачем мы живем? Когда имею твердые представления о ценностях жизни, то хочу, чтобы моя семья была большая. «Семь я» – это много. Человек дает жизнь новому существу, прививая качества, которые способны дать счастье. Разве это плохо? Но это все надо понимать, осознавать, воспитывать.

«Самое главное – чтобы человек был счастлив». Как вы относитесь к этим словам Достоевского?

– Человек должен быть счастлив, он призван к этому. Что такое совершенство? Совершенство – это красота души, которая открывает перед человеком пространство жизни. Той жизни, которая приносит счастье. Нет счастья – нет жизни.

А что такое счастье?

– Любить и быть любимым. Это самое главное. Если нет любви, то и ничего нет. Яков Полонский писал:

Ночь смотрит тысячами глаз,
А день глядит одним;
Но солнца нет – и по земле
Тьма стелется, как дым.

Ум смотрит тысячами глаз,
Любовь глядит одним;
Но нет любви – и гаснет жизнь,
И дни плывут, как дым.

Все люди ищут большой любви. Как мы уже говорили, это великий труд, который ведет к совершенству, и другого счастья на земле нет. А производное от этого – все то, что мы делаем в жизни. Дух творит себе формы, и если моя душа организованна и способна любить, она создает все прекрасное: в науке, в искусстве, в любой сфере человеческой деятельности.

Можно ли выражению «мой дом – моя крепость» дать нравственное толкование?

– Конечно. Я должен охранять традиции и ценности своей семьи, я не должен никого допускать в эту сокровищницу, чтобы никто не смог внести смуту или посеять иные семена. Очень бережно надо относиться к этому, не распахивать двери перед каждым: внутренняя жизнь семьи – это сокровище, которое надо хранить.

«Нет истины там, где нет любви», – писал Александр Сергеевич Пушкин в заметке «Александр Радищев». Согласны Вы с подобным утверждением?

– «Что такое истина?», — спросил Пилат у Христа и, недослушав ответ, ушел. А ведь истина – это Бог. А Бог – это любовь. Значит истина – это любовь. Пушкин повторил великие слова.

Беседовала Елена СООЛЯТТЭ

Материал основан на публикации газеты «Ржевские новости»

Информационные фото сайта Ржевской епархии

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓