RSS

При поддержке Управления делами Московской Патриархии

За долгом или за Даром?

19.11.2014 00_1.jpg

По данным различных соцопросов до 80% россиян считают себя православными. А что значит быть православным? Это некое ни к чему не обязывающее самоназвание или определённая миссия? Об этом − епископ Майкопский и Адыгейский Тихон.

Вопрос, который на первый взгляд может показаться весьма простым: зачем, только честно, вы ходите в церковь? Простой вопрос, правда? Но вот ответы на него могут быть очень разными: «помолиться», «поставить свечи», «я христианин, поэтому и хожу», «традиция такая», «хочу попросить у Бога того или этого…» Последний ответ, который к сожалению, весьма характерен для нашего времени, меня как архипастыря особенно огорчает. Это напоминает мне эпизод с уличными проповедниками-сектантами, раздающими глянцевые журнальчики, вопрошающими у встречных: скажите, а чего вы хотите получить от Бога?

То есть Господь, сотворивший Землю, небеса, звёзды и планеты, даровавший жизнь каждой твари земной, подводной и небесной, подаривший, наконец, лично вам такое великое чудо, как жизнь, оказывается, ещё что-то кому-то должен. И мы этот долг хотим у него вытребовать. Ну есть ли совесть у таких «мытарей»? А может, всё наоборот? Может, это мы должны что-то Творцу нашему, нашему Спасителю, который нас ради человек и нашего ради спасения сшел с небес, воплотился, вочеловечелся, был распят за нас, претерпел нечеловеческие муки за нас же, умер, опять-таки, за нас, ради нашего с вами спасения? И вот теперь Он чего-то от нас ждёт, какой-то малости, какого-то вполне обыкновенного чуда. Чуда покаяния и Любви.

Татарстан1.jpg

Но вместо этого чуда, вместо благодарности Творцу и Спасу, к величайшему моему огорчению, часто видна в народе нашем житейская суета и некий потребительский расчёт. Вот, Господи, я поставил тебе аж четыре свечки, так сделай же мне повышение по службе. А я, Господи, не только свечки ставлю, но даже и на литургии сегодня постою и помолюсь немного, но Ты за это помоги мне купить новый кабриолет, а то на старом лимузине мне уже как-то ездить не престижно.

Вспомните, дорогие мои, когда в Церкви больше всего народу? В дни особого поминания усопших? В дни празднования памяти наших любимых святых? В дни ваших именин? Нет. На Крещение и на Пасху. А почему? Народ православный гурьбой движется… не к Богу, а за святой водичкой − запастись на целый год, либо посвятить пасхальные куличи да крашенки. Не в осуждение говорю я это. Нет! Меня как архипастыря печалит и травмирует та пропасть, что отделяет нас от Господа и Церкви Его. Пропасть суеты, суеверий, победы земного над Небесным.

Татарстан5.jpg

Так зачем всё-таки мы ходим в храмы? Послушать проповеди? Для этого можно просто включить телевизор или радио − есть интересные программы, где выступают мудрые и красноречивые богословы. Помолиться? Молиться можно в любое время, не обязательно в Церкви. Помните апостола Павла: «Непрестанно молитесь»? Подать записочку о здравии или упокоении? Так это можно сделать и через знакомых. Тогда зачем?

Истинный, настоящий христианский ответ может быть только один: мы идём говорить, лично говорить с Самим Богом, и только к Богу, а не к владыке Тихону, отцу Даниилу, диакону Виктору. Бог и Творец наш настолько возлюбил нас, что избрал нас Своим народом, Своим новым Израилем: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал» (Ин. 15. 16).

Господь зовёт нас к Себе, каждого из нас, каждого: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененные» (Мф. 11. 28). Зовёт нас, чтобы что-то подарить нам. Что именно? Новую машину? Кусок земельного участка от соседей? Повышение по службе за счёт отправки на пенсию вашего начальника? Нет, нет и ещё раз нет! Господь хочет дать нам мудрость: «Научитесь от Меня». Хочет подарить нам благодать Духа: «Примите Духа Святаго». Хочет раздать нам великие святыни вселенной − Любовь, мир и радость: «Пребудьте в любви Моей… Мир Мой даю вам… Радость моя в вас пребудет». Но самое главное, наиглавнейшее, что дарит нам Христос Спаситель в Доме Своём – это Он Сам, пребывающий таинственным образом Своими Телом и Кровью в святой чаше Причастия.

СПб3.jpg

Но подходить к этой Чаше и к этим Дарам можно только с чистым сердцем, очищенным от суетных помыслов мира и соблазнов житейских. Это не просто. Но в этом и состоит смысл христианского подвига – всю свою жизнь идти и приближаться к Богу. Не за святой водичкой, не за крашеным яичком, не за новой квартирой должны мы притекать в храмы, но за великим счастьем соединения с Самим Христом в чуде Святой Евхаристии.

Иллюстрации сайтов 

 

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓