Реставрация и строительство храмов: ведем фотофиксацию и разбираем завалы

09.06.2020

20160901_121638-1.jpg

В продолжении серии публикаций архитектора Андрея Тутунова поговорим о том, зачем нужно делать подробное фотографирование всех этапов восстановительных работ, а также каких ошибок стоит избегать при разборе внутренних и внешних завалов в храме, который начинают реставрировать. Напомним, что начался разговор на сложную тему реставрации и храмового зодчества, с которой в определенный момент своей истории сталкивается любой приход, с обзора таких вопросов, как взаимоотношения сторон в процессе реставрации, финансирование проекта, реставрационный фонд прихода, основные этапы организации и проведения восстановительных работ.

 

РАБОТЫ НА ХРАМЕ. ФОТОФИКСАЦИЯ

Ещё перед началом  работ, а также в течение всего периода реставрации максимально фотографируйте храм и другие постройки. Необходимо фотографировать и общий вид, и отдельные детали, причём художественная сторона фотографии для реставраторов не важна. Фотографируйте с минимальными ракурсами. Современная цифровая фотография позволяет делать сотни снимков без каких-либо финансовых затрат. 

Фотографии могут потребоваться реставратору, если по недосмотру или излишней инициативе подрядчика либо рабочих будут уничтожены какие-либо ценные элементы. Кроме того, фотографии могут потребоваться, чтобы показать спонсору объем проделанных работ.

Лучшее время для фотографирования общего вида здания – это весна и осень, так как на деревьях нет листвы. Тем не менее, фотографировать необходимо круглый год. Очень важны фотографии фрагментов храма: наличников, пилястр, дверей и т.д. 

Если есть техническая возможность, надо производить и съемку интерьеров. В первую очередь фотографируйте те элементы, которые могут исчезнуть в первую очередь, т.е. наиболее подверженные разрушению или которые могут быть украдены: оконные и дверные ручки, остатки ограждения солеи, какие-либо штукатурные элементы и их фрагменты и т.д.

980789789.jpg

 

РАЗБОРКА ЗАВАЛОВ

Разборка завалов своими силами внутри и снаружи храма производится лишь при полной уверенности, что не может произойти обрушения каких-либо строительных конструкций. Заключение об этом может дать только специалист. При малейшей угрозе следует категорически запретить вход в храм всем посторонним. Как только будут удалены висящие балки, укреплены карнизы, своды и т.д., можно использовать труд добровольцев, если священник готов нести ответственность…

При разборе завалов необходимо всегда помнить о следующем:

1.Все кирпичи, как целые, так и обломки, следует тщательно сохранять по следующим причинам:

  • Целые кирпичи могут быть снова использованы при вычинке кладки. Напоминаю, что стоимость большемерного кирпича в семь-восемь раз выше обычного. Я обязан отметить, что некоторые реставраторы считают вторичное использование кирпича недопустимым, хотя, на мой взгляд, это вполне приемлемо для ряда работ, где механические характеристики кирпича не имеют большого значения. Мелкий бой может быть в дальнейшем использован для забутовки. Таким образом, могут быть сэкономлены многие тысячи рублей.

  • Часть кирпичей имеет профиль – валик, выкружку и.т .д. Эти профили необходимы для восстановления первоначального декора фасадов – карнизов, наличников и пр., поэтому представляют большую ценность для реставрации храма: с этих кирпичей снимаются шаблоны. При помощи шаблонов изготавливают новые профилированные кирпичи. Конечно, чаще всего хотя бы часть профилированных кирпичей сохраняется в кладке на своем месте, но иной раз храмы (или то, что от них осталось) бывают настолько руинированными, что многие архитектурные элементы, в частности, профилированные кирпичи или белокаменные блоки, можно найти только в завалах.

2.Еще осторожнее следует обращаться с фрагментами штукатурных профилей. Это могут быть фрагменты наружных и внутренних карнизов, наличников и т.д., что определяет специалист. Поэтому штукатурные элементы, найденные на полу или в  пазухах сводов, с максимальной осторожностью укладываются в ящик и перекладываются старыми газетами или другими мягкими материалами. Дело в том, что штукатурные фрагменты часто бывают более хрупкими, чем стекло. Это вызвано высоким содержанием влаги, микротрещинами и т.д. Необходимо, чтобы штукатурные фрагменты были упакованы в отдельную прочную тару.

3.Неоднократно будет встречаться и такое непонятное на первый взгляд явление, как красивые кирпичи или белокаменные детали в толще стены, или могильные плиты, использованные как ступени лестниц, в фундаментах и т.д. Так называемое «вторичное использование» характерно для русской архитектуры. Если есть возможность, покажите найденное архитектору, так как иногда встречаются, например, могильные плиты, которые старше храма.

Рекомендую оставить наиболее красивые элементы для музея истории храма.

К сожалению, как художественная, так и историческая сторона вопроса часто рассматривается подрядчиком как личный каприз архитектора или настоятеля.

4.Наибольшей опасности уничтожения при расчистке подвергаются деревянные элементы. Вызвано это несколькими причинами:

  • Их могут просто сжечь, причем по причинам самым неожиданным. На одном из объектов я поймал рабочих за тем, что они отрывали от деревянного здания подлинные наличники XIX века и жгли костер, чтобы согреться.

  • Фрагменты столярных изделий (оконные коробки, куски переплетов) чаще всего бывают в таком виде, что вторичное их использование невозможно. Прорабы и рабочие, к сожалению, ко всему находимому подходят, как правило, исключительно с практической точки зрения. Поскольку историко-архитектурная и художественная сторона восстановления храма им полностью безразлична, то какие-то «гнилушки» не привлекают их внимания и надо проявить много настойчивости, чтобы «гнилушки» не выбрасывались.          

Надо обязательно сохранять все деревянные элементы крыши храма, в частности, кружала, журавцы (или их фрагменты) глав и т. Д. С них снимается форма при восстановлении завершений.

Основываясь на многолетней практике, можно с полным основанием утверждать, что в 90% случаев эти фрагменты или сжигаются, или вывозятся на свалку. В результате архитектор при проектировании завершений должен основываться исключительно на фотографиях, что, разумеется, влечет за собой более или менее значительные погрешности. Если же фотографий вообще нет, то будет навсегда утрачена возможность восстановления храма в первоначальном виде. Кроме того, на проект тратится больше времени и, соответственно, стоимость его возрастает. Новая кровля храма или вновь установленная глава, самостоятельно придуманная приходом, бывает самых причудливых форм и лишь в лучшем случае может иметь приблизительное сходство с первоначальными завершениями. К сожалению, исключений практически не бывает.

5.Также необходимо сохранять все находимые металлические фрагменты. Это могут быть части подзора, решеток, подставы и т.д. Часто вокруг сельских храмов валяются фрагменты могильных кованых оград, фрагменты крестов и памятников.

6.Осколки стекла, если они имеют необычную форму или цвет, желательно также складывать в отдельный ящик.

7.Возможно, будут найдены фрагменты плит пола. Поскольку полы с течением времени могли настилаться несколько раз один поверх другого и изготавливаться из разного материала, то желательно сохранить максимальное количество фрагментов.

20160901_121628-1.jpg

Подводя итог сказанному, нужно помнить простую истину: выбросить легче всего, а вот восстанавливать, не имея никакого исходного материала, – далеко не простое дело.

Настоятелю храма на данном этапе придется столкнуться с рядом как экономических, так и «психологических» вопросов.

Как правило, на разборку завалов и очистку территории стараются нанять наиболее дешевую рабочую силу, чаще всего приезжих. Заинтересованность таких рабочих в качестве работ невелика, а часто просто отсутствует из-за низкой оплаты их труда подрядчиком.

«Психологические» вопросы возникают, когда разборка производится исключительно силами прихожан. Проблема в том, что прихожанам хочется видеть их новый храм пусть и разрушенным, но хотя бы чистым и аккуратным. Кто-то «достает» грузовик, и все, что возможно, вывозится на свалку. Результат – смотри выше.

Андрей ТУТУНОВ,
архитектор

Продолжение следует…


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Банковская карта
       4261 0126 7191 6030

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.

Яндекс.Метрика