Воспетая всеми
04.11.2023
Казанская икона Пресвятой Богородицы – одна из самых известных и любимых в России. В честь этой святыни в нашей стране воздвигнуто бесчисленное количество храмов. Списки с этой иконы широко распространены, а многие из них прославились как чудотворные. С какими событиями в русской истории связана эта святыня, как она была явлена, какие версии происхождения иконографии Казанского образа существуют, а также почему чудотворную икону нельзя воспринимать чем-то вроде амулета и талисмана? Об этом рассказывает священник Димитрий Трофимов.
Казанский образ связан с важнейшими событиями истории Российского государства. В Смутное время казанские дружины передали список с чудотворной Казанской иконы князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, возглавившему народное ополчение против поляков. В 1612 году враги были изгнаны из пределов нашего Отечества.
В 1709 году перед Полтавской битвой, закончившейся поражением шведов, царь Петр Великий вместе со своим воинством молился перед Казанской иконой.
В период Отечественной войны 1812 года этот образ вместе со Смоленским также хранило наше войско. 22 октября (по старому стилю) 1812 года, в праздник Казанской иконы Божией Матери, русские отряды под предводительством М.А. Милорадовича и М.И. Платова разбили под Вязьмой арьергард французов, что стало первым крупным поражением врага после его ухода из Москвы.
Явление иконы
Об обретении чудотворного образа сообщает участник тех событий – святитель Гермоген, Патриарх Московский и всея Руси. В то время он служил священником в казанской церкви во имя святителя Николая Чудотворца. Святитель оставил труд – «Повесть о явлении и чудесах Казанской иконы Богородицы», где описаны обстоятельства явления.
Образ был явлен 8 июля (по старому стилю) 1579 года в царствование Иоанна IV Грозного. Согласно повести святителя Гермогена, в июне того года в Казани произошел сильный пожар. Многие постройки, включая часть кремля, сгорели. Местные иноверцы обвиняли в этом христиан. Именно тогда Бог явил чудотворную Казанскую икону Пресвятой Богородицы, чтобы укрепить в этом регионе православную веру.
Десятилетней дочери стрельца Матроне несколько раз являлась во сне икона, на которой была изображена Божия Матерь. Богородица просила передать архиепископу и воеводам города, чтобы они обрели Ее икону, сокрытую в земле. Девочка рассказала о сне своей матери, но та ей не поверила. Однажды в полдень Матрона вновь увидела икону, которая сияла неизреченным светом. От видения девочка упала и пролежала несколько часов, словно мертвая. После этого случая мать передала послание от Богоматери, но ни архиепископ, ни воеводы, ни простые люди не верили ее рассказу. Тогда мать Матроны стала сама копать в месте, которое было указано Пречистой. Другие люди также тщетно пытались отыскать икону. Образ обрела сама Матрона: на пепелище дома, в земле, на глубине около метра, была найдена небольшая икона, завернутая в старый суконный рукав вишневого цвета. Она не только не повредилась от пребывания в земле, но и выглядела как новая.
На место чудесного явления прибыл во главе духовенства архиепископ Казанский Иеремия, который осмотрел образ. Его благоговейно перенесли в ближайший Никольский храм, где совершили молебен. Затем крестный ход со святыней направился в Благовещенский собор Казанского кремля. Во время шествия получили исцеление два слепца – Иосиф и Никита. В повести святителя Гермогена описано в общей сложности шестнадцать чудес.
До начала XX века чудотворная икона находилась в соборе Казанского девичьего монастыря, который был основан на месте обретения образа. В 1904 году, в ночь с 28 на 29 июня, святыня была похищена. Ранее преступники совершили серию краж из храмов Казани, Ярославля, Рязани, Тулы. Следствие не пришло к окончательному выводу о судьбе Казанской иконы. На основании найденных улик была выдвинута версия об уничтожении святыни, хотя преступники так и не рассказали, что они сделали с украденной иконой.
Иконография образа
Казанская икона Божией Матери относится к иконографическому типу Одигитрия, что в переводе с греческого означает Путеводительница. Это название известно с IX века и связано с чудом исцеления двух слепых.
На такой иконе Богородица изображена по пояс. Она держит на левой руке Своего Сына, а правой указывает на Него как на «Путь, Истину и Жизнь» (Ин. 14, 6). Пресвятая Дева является нашей Путеводительницей ко Христу – такова идея композиции. Голова Богоматери немного наклонена в сторону Христа, Который благословляет Царицу Небесную правой рукой. Смоленская икона Божией Матери – классический представитель этого типа.
Казанский образ отличается от Смоленского и причисляется к особому типу икон Одигитрия. Здесь Богоматерь изображена по плечи, поэтому мы не видим, как Она показывает рукой на Своего Сына. Другой характерной чертой является изображение Младенца-Христа не сидящим на руке Богородицы, а стоящим рядом. Правой рукой Он также благословляет Богородицу, а вот Его левая рука скрыта под одеждами.
Исследователи высказывали предположение, что на иконографию Казанского образа Божией Матери оказало влияние относящееся к эпохе Возрождения итальянское изображение Богородицы со стоящим рядом Младенцем Христом. Эта новая черта могла быть перенята в иконописный канон в XVI веке в Новгороде, откуда образ, получивший затем название «Казанский», был привезен в столицу татарского ханства исповедниками православной веры.
Несмотря на утрату оригинального образа, сохранилось множество списков Казанской иконы, через которые Богоматерь продолжает помогать всем притекающим к Ней с горячей молитвой.
Важно помнить, что когда человек молится перед иконой, он обращается к личности того, кто на ней изображен: Спасителю, Богородице, ангелам или святым угодникам Божиим. В свете этого абсолютно ошибочно возлагать упование лишь на материальную составляющую святого образа. Особенно это опасно, если человек сознательно ведет неправедный образ жизни, но видит в иконе нечто наподобие амулета или талисмана, который его должен охранять. Важный урок дает нам история сыновей первосвященника Илия – Офни и Финееса, которых не защитил Ковчег Завета, величайшая святыня ветхозаветного времени.
Священник Димитрий ТРОФИМОВ
Публикация газеты
«Православный Симбирск»
Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:
![]() |
Яндекс-деньги: 41001232468041 |
![]() |
Webmoney: R287462773558 |
Банковская карта |
4261 0126 7191 6030 |
Также можно перечислить на реквизиты:
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25
В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".
Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.