«Появление священника в войсках – это уже проповедь»
04.02.2022
Об особенностях паствы воинского священника, о привычных и уникальных вызовах, встающих перед ним, про что батюшка ведет разговор с новобранцами, а также о том, какими сложными путями после армейской службы довелось самому ему идти к вере и служению в Церкви, рассказал настоятель Александро-Невского храма в поселке Вязьма-Брянская Смоленской области иерей Владимир Иванов.
Расскажите, батюшка, что повлияло и кто повлиял на выбор жизненного пути?
– Хотел бы указать несколько фрагментов из моей жизни, которые больше всего запомнились. Первый опыт духовной жизни был в армии, во время прохождения срочной службы. Это было в 1992 году в городе Балтийске. Когда нас, молодых солдат-новобранцев, завели в войсковую часть, большинство из нас ощутили шок от увиденного и услышанного.
Посмотреть на нас вышли «деды»-старослужащие, в тельняшках, в тапочках на босу ногу; кто-то курил и злорадно улыбался. «Вешайтесь духи», – услышали мы, и какой-то холодок пробежал по спинам. Такое ощущение, что нас привезли не в армию, не в дивизию береговой обороны морской пехоты, а на зону особого режима. Вот тогда реально я впервые обращался к Богу.
Вот так трудности армейской жизни подвели к потребности молиться. И крестился я в армейском отпуске в Окопной церкви в Смоленске у отца Николая Морозова.
После срочной службы по возвращении домой пошел служить по контракту в Военную академию ПВО водителем. Сначала ездил на «Волге», возил заместителя начальника академии, потом пересадили на ЗИЛ-131; а еще меня стали часто назначать водителем дежурной машины ВАИ. Во время дежурства стал читать газеты, журналы, так как времени свободного было много. И вот так в одной смоленской газетке я прочитал объявление, в котором говорилось, что идет набор в группу для занятий по астрологии и оккультизму. Меня это заинтересовало. Я познакомился с руководителем группы и стал посещать занятия, всё глубже и глубже погружаясь в мир эзотерики. Не скрою, тогда мне это было очень интересно. В то время я не задумывался о природе данного учения, но именно тогда я стал заинтересовываться личностью Христа, и те крохи знаний о Нем, которые попадались, меня просто восхищали. Дело в том что и в эзотерике есть место Христу, но там он не Сын Божий, не Спаситель мира, а просто великий учитель, такой же, как и Зороастр, Будда, Моисей и т.д.
Несколько лет я занимался астрологией и другими оккультными науками, много книг было прочитано по этой теме. Однажды наш преподаватель и «духовный наставник» просто исчез из моей жизни. Он не приходил на занятия, не отвечал на звонки, и нас – несколько человек с таким «багажом» знаний и невостребованных – стало лихорадить: что делать дальше? Каждый варился в своем соку, мы перестали встречаться друг с другом, но знания, которые я получил, не стирались со временем, и интерес к Иисусу Христу не угас.
Прошло некоторое время, я искал работу. Уволился из армии: закончился контракт, а продлевать я не стал, понял, что это не моё. Устроился на один завод – уволился, на другую работу – тоже не то. Посоветовали пойти на Автоагрегатный завод водителем. Пришел, разговаривал с мастером цеха, начальником цеха, оставил документы и стал ждать решения. Заработок на заводе был хороший, очень хотелось попасть туда, надоело быть безработным.
Ночью не мог заснуть, стал вспоминать свою жизнь, юность, армию, что в жизни сделал хорошего, что сотворил плохого. Перед глазами вставали события, и совесть проснулась – слезы на глазах, и опять память возвращает меня туда, где была неправда. Стал молиться, чтобы Бог простил, и стало легче, сна – как не бывало.
На следующий день пошел на завод с надеждою. Вышел замначальника цеха на проходную и сказал, что меня принимают на работу водителем-перегонщиком. Радости не было предела.
И ещё случай... Как-то прогуливались мы с женой моей Ириной по набережной Днепра и решили зайти в церковь, свечки поставить. Это была церковь Иоанна Богослова на Красноармейском шоссе. Шла вечерняя служба, свечи поставлены. Что еще делать? Стал читать объявления на входной двери храма и вижу: объявляется паломническая поездка в женский монастырь в Дивеево. «Давай съездим в монастырь», – предложил я.
Никогда в монастырях до этого не был и думал, что там старушки-монашки и запустение. Поездку организовывал священник отец Сергий Парулин (ныне покойный), который служил в храме святителя Иоанна Златоуста в поселке Колодня. Когда я приехал в Колодню, увидел здание, которое когда-то было кинотеатром «Локомотив», а теперь перестраивалось в православный храм. Часть здания была использована под храм, а часть – это были ряды кресел зрительного зала. Вот там я и познакомился с отцом Сергием, который стал потом моим первым духовным наставником.
Дивеевский монастырь меня просто восхитил: красота и благолепие храмов, церковное пение, радостные лица монахинь, бесплатная и вкусная трапеза, канавка Богородицы, благоухание мощей Серафима Саровского, монастырское кладбище... Приехал домой под сильным впечатлением. Такой жизни я ещё не видел.
Стал много задавать вопросов отцу Сергию, в том числе и по оккультизму, магии и астрологии, и его ответы просто рушили мои иллюзии и вавилонские башни, он меня просто ошарашивал. Сомненья и вопросы просто завалили меня: неужели это не истина, неужели «знание для посвященных» – это ложь, обман, тупик?
Нелегкое время прихода к вере пришлось пережить. Время духовного одиночества и непонимания. Даже родные и близкие, друзья и товарищи по работе не понимали меня и крутили пальцем у виска: «Будь ты нормальным человеком, как все. Что ты строишь из себя святого?»
Через некоторое время отец Сергий пригласил меня в алтарь помогать, потом я пробовал на клиросе чтецом и певцом, помогал, чем мог. Почти каждый день после работы на автоагрегатном заводе ездил в Колодню к батюшке помочь, спросить, помолиться.
Года через два отец Сергий сказал мне: «Володя, тебе нужно духовно расти – поступай в семинарию заочно». Вот в этих словах я и почувствовал, что нашел то, что давно искал: не шоферское поприще, а служение Богу. Уволился с завода, стал алтарником в смоленском Успенском соборе, поступил в духовную семинарию на заочное обучение. И жизнь моя изменилась…
Вы несёте служение в храме, который расположен в военном городке. У священника там особая функция – окормлять семьи военнослужащих. Как осуществляется взаимодействие с воинскими частями, расположенными в районе Вязьмы?
– Когда митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, нынешний Патриарх, отправлял меня на приход в военный городок села Вязьма-Брянская, он помимо строительства храма и организации прихода благословил меня на возрождение духовной жизни в войсках Вяземского военного гарнизона.
Работать в войсковых подразделениях и нести слово Божие в казармы для меня было вначале работой весьма тяжелой, доводящей порой по уныния. Я по неопытности не знал, что делать с этой аудиторией, которая тебя хоть и слушает иногда, но живет по своим законам без какого-либо изменения. Неуставные отношения, мат, нарушение режима части, самоволки и другие нарушения... Благо, что я тогда был молод, и силы были, был энтузиазм продолжать свою работу на этом поприще.
Помог советом протоиерей Дмитрий Смирнов, написав мне утешительное письмо, в котором были слова о том, что служение в войсках – особое служение, где ты не увидишь плодов своей работы. Ведь больше всего приходилось и приходиться работать с солдатами-срочниками, которые служат в армии только год, и за год воцерковить воина мало получается. Но даже само появление священника в войсках – это уже проповедь, это уже событие. Замечено, что стихает нецензурная лексика, накал страстей, появляются улыбки у солдат.
Одно из важнейших дел в моей работе считаю работу в учебной роте, где проходят службу воины-новобранцы. До принятия присяги они, молодые ребята, вчерашние студенты и школьники, попадают в подготовительное подразделение – карантин, где им прививают военные навыки. Ребят ждут изучение воинского устава, строевая подготовка, огневая, физическая, военно-тактическая подготовка. К этому добавляется особый режим в части, армейская кухня, строгие приказы и команды командиров и начальников. Вспоминаю свою срочную службу и понимаю, как им трудно первое время. Именно здесь, в армии, на первых порах, когда полностью меняется образ жизни, когда они, эти солдатики, буквально вырваны из привычной жизни, от своих любимых дел, друзей, родителей, когда моральная и психическая нагрузка так давит, что приходят страх и безысходность, слово священника имеет громадную, порой даже судьбоносную, созидательную силу. Многие впервые видят так близко священника, впервые слушают с замиранием сердца простые слова батюшки, которые, как лекарство, ложатся на уязвленную душу солдата.
Первые встречи с молодыми воинами не несут в себе нравоучений, догматики. Это знакомство, это рассказ о себе, о своей семье, о том, как я сам пришел к вере, это примеры из истории о доблести воинского служения и еще что Бог положит на сердце. У многих на глазах слезы, начинают задавать вопросы. Подвожу их к мысли, что настоящая любовь к своим близким, к своей Родине куется здесь, в армейских буднях. Потом раздаю крестики, иконки, тесемочки, кому нужно...
Служат ребята со всей России. Здесь есть и Калининград, и Архангельск, Москва и Тува, Калуга, Смоленск, Белгород, местные вяземские и Дальний Восток.
Должен сказать, что нынешние призывники очень отличаются от призывников нашего времени – 90-х, «нулевых», и даже 10-х годов: все меньше и меньше светящихся глаз, мало верующих, воцерковленных. Много стало приходить служить неоязычников, людей с криминальным прошлым, почти все – с татуировками. Молодые люди плохо или совсем не знают истории своей страны. Спрашиваешь порой, когда произошла Куликовская битва, а в ответ – тишина... Поэтому работы с молодежью в армии очень много. И работа интересная.
Пожалуй, знание истории требуется не только воинам, но и всем нам…
– Да, хотел бы пожелать всем нам не забывать свою историю, изучать и бережно хранить ее в своих сердцах, ведь, по слову ветхозаветного царя Соломона, что будет, то уже было, и что было, то будет. История учит нас крепче любить свое Отечество, а значит, и беречь его по примеру великих святых мужей, таких как святой благоверный князь Александр Невский. Обязательно нужно также молиться за российское воинство, за главнокомандующего. Желаю здоровья всем нам и терпения в это нелегкое время.
Беседовал протоиерей Олег ПЕРЕВЕРЗЕВ
Публикация журнала «Вяземские епархиальные ведомости»