ПРИХОДЫ
ЦЕРКОВЬ - ЭТО ЖИЗНЬ
Новости
и статьи
Фото
Видео
Меню

Новый взгляд на Сэлинджера

18.08.2018

67898.jpeg

Иногда пролистывание даже специальных журналов побуждает прочесть известных авторов в другом ракурсе. Последний номер историко-литературного журнала «Литература двух Америк» (издание ИМЛИ) включает статью «Сэлинджер, Достоевский и восточно-христианская традиция». Автор статьи Эльвира Филипповна Осипова, доктор филологических наук, профессор Санкт-Петербургского университета, показывает, как на творчество американского писателя повлияли русская литература и даже духовный опыт православного монашества. А последние произведения написаны, уверяет автор, после внимательного прочтения Джеромом Дэвидом Сэлинджером «Братьев Карамазовых» и «Откровенных рассказов странника».

 

Американскому писателю «должна была импонировать тонкость психологического письма Чехова, искренность Толстого». Достоевский занимал в этом ряду особенное место. «Его погружение в глубины человеческой психики, страстный поиск духовного спасения были близки Сэлинджеру, психологу, человеку, прошедшему через испытания Второй мировой войны и тоже искавшему пути духовного возрождения», – пишет исследователь.

Эльвира Осипова приводит аргументы, которые позволяют пересмотреть устоявшееся мнение о Сэлинджере как о буддисте. Именно в последних произведениях американский писатель с глубоким пониманием пишет о сути христианской молитвы. В рассказах «Посвящается Эсме» (1950) и «Фрэнни и Зуи» (1961) просматривается очевидное знакомство писателя с историей старца Зосимы из романа «Братья Карамазовы» и с книгой анонимного русского автора «Откровенные рассказы странника духовному своему отцу». Афонские рассказы многократно публиковались в России, а на английский язык переводились в 1883-м и в 1911 годах.

В самом деле, захотелось поглубже взглянуть на героев Сэлинджера. Вот Фрэнни, увлеченная «Откровенными рассказами странника», объясняет своему другу значение русского слова «старец» и упоминает книгу «Добротолюбие». Тот не хочет вникать. Фрэнни начинает самостоятельно предаваться постоянной молитве из семи слов, запирается в комнате, не принимает пищу, отмахивается от родных. Брат Зуи, заглянув в русскую книгу, понял главное, хотя семья воспитывалась в буддийском мировоззрении. Он долго очень честно беседует с сестрой, убеждает, что суть не в ритуальной мантре.

463576.jpg

«Господи, какой ум! – сказал он. – Ну кто, например, сумел бы промолчать в ответ на расспросы Пилата? Только не Соломон. Не говори, что Соломон. У Соломона нашлось бы несколько подходящих слов на этот случай. Не уверен, что и Сократ не сказал бы несколько слов. Критон или кто-нибудь там еще ухитрился бы отвести его в сторонку и выудить из него парочку хорошо обдуманных фраз для истории. Но главнее и выше всего: кто из библейских мудрецов, кроме Иисуса, знал – знал, – что мы носим Царство Божие в себе, внутри, куда мы по своей проклятой тупости, сентиментальности и отсутствию воображения забываем заглянуть? Надо быть Сыном Божьим, чтобы знать такие вещи. Почему ты не задумываешься об этих вещах? Я говорю серьезно, Фрэнни, очень серьезно. Если ты не видишь Иисуса точно таким, каким он был, твоя молитва совершенно не имеет смысла. Если ты не понимаешь Иисуса, ты не поймешь и его молитвы, – у тебя вообще не молитва получится, а какая-то дешевая ритуальная тягомотина».

Брат показывает Фрэнни, что ее депрессия – от того, что она создает свой чистенький мирок, а кто в него не помещается, вызывает у нее презрение.

«У Иисусовой молитвы одна цель, одна-единственная цель. Одарить человека знанием о Христе. Нет, не для того, чтобы устроить маленькое, уютное, "святое-для-тебя" местечко, где некий липкий от патоки, очаровательный божественный пришелец примет тебя в свои объятия, и отпустит тебе все долги твои, и прогонит на вечные времена всю твою гадкую мировую скорбь… И если у тебя хватает ума понять это, а у тебя ума хватает, и ты все же отказываешься это понимать, – значит, ты употребляешь молитву во зло, ты ею пользуешься, чтобы вымолить себе мир, полный куколок и святых, где не будет профессоров Тапперов».

46554.png

Вот такой Сэлинджер. Через четыре года он напишет еще одно произведение и более ни одного за почти полвека, до своей кончины в 2010 году.

Елена ДОРОФЕЕВА

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика