Проект документа «О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия»

24.06.2019
Как оставить комментарий

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, а также публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на интернет-портале «Приходы» (https://mnenie.prichod.ru) и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.  Проект документа создан комиссией Межсоборного присутствия по вопросам богословия и богословского образования во исполнение поручения президиума Межсоборного присутствия от 17 июля 2017 года. Комментарии к проекту документа собираются аппаратом Межсоборного присутствия до 30 сентября сего года.

О неприкосновенности жизни человека с момента зачатия

1.         Священное Писание о начале человеческой жизни

Священное Писание рассматривает жизнь как благой дар Благого Бога. Из всех живых существ человек обладает величайшим достоинством: о нем говорится как о вершине творения (Быт. 1-2), он создан по образу и подобию Божию (Быт. 1.26-31, 5.1, 9.6; Прем. 2.23), наделен Духом Божиим (Быт. 2.7, Ис. 42.5, 57.16, Иов 27.3, 32.8). Только человеку творение дано во владение (Быт. 1.28-31, 9.1-7); он имеет стремление к Богу, который является Господом жизни (2 Макк. 14.46).

В Ветхом Завете признается существование человека с момента зачатия (напр., Быт. 25.22). Библейские тексты говорят о важных духовных событиях, которые совершались в жизни святых царя Давида, пророка Исаии и Иеремии «от утробы», указывая на то, что во время внутриутробного развития благодать Божия действует на человека. Нерожденные дети уже известны Богу и любимы Им: Самсон (Суд. 13.5-7, 16.17), Давид (Пс. 21.9-10), Соломон (Прем. 7.1-6), Иов (Иов 10), Исайя (Ис. 49.1,5), Иеремия (Иер. 1.4-5; Сир. 49.9), весь народ (Ис. 44.2, 24, 46.3; Пс. 71.6; Пс. 138).

В 138-м псалме говорится о том, что Бог обращает свой любящий взгляд на человека, подчеркивается начало человеческого существа от зачатия: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это. Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои, в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс. 138, 13-16).

Новозаветное повествование о встрече Пресвятой Богородицы и праведной Елизаветы подчеркивает личностное бытие человека и способность к восприятию благодати Святого Духа уже в материнской утробе. Святой Иоанн Креститель радостно взыграл в утробе Елизаветы, приветствуя Господа Иисуса Христа (Лк. 1.13-15, 41-44).

Святой апостол Павел в Послании к Галатам утверждает, что его призвание восходит ко времени пребывания в материнской утробе: «Бог, избравший меня от утробы матери моей и призвавший благодатью Своею…» (Гал. 1.15).

Все эти тексты Священного Писания подчеркивают, что с библейской точки зрения тождество личности человека непрерывно с момента, когда Бог дает жизнь в зачатии и до момента смерти.

 

2.          Статус эмбриона

2.1 Биологический статус эмбриона

С самого момента зачатия эмбрион – не просто оплодотворенное яйцо; он является уникальным развивающимся человеческим существом. Уникальная комбинация генов отличает эмбрион от любой клетки организма отца или матери. Эмбрион является человеком и имеет полное право называться таковым: «Тот, кто будет человеком, уже человек», – писал во II веке христианский мыслитель Тертуллиан (Апологетик, IX. 8.). С этой точки зрения некорректно называть человеческий эмбрион человеком в потенции.

На всем протяжении внутриутробного развития новый человеческий организм не может считаться частью тела матери, его нельзя отождествить с органом или частью органа материнского организма. В связи с этим можно говорить, что эмбрион принадлежит своим родителям разве что в том смысле, что они ответственны за его развитие и защиту. Таким образом, аборт на любом сроке беременности является убийством человека.

2.2 Онтологический статус эмбриона

Нерожденный ребенок является личностью как созданный по образу Божию и имеющий право на жизнь. Неприемлемо определять личность только на основе таких характеристик как самосознание, автономия и рациональность, отношения с другими людьми. Из подобных определений проистекает отрицание человеческого достоинства эмбриона. Ошибочность подобного подхода заключается в смешении онтологического статуса с функциональным. Такая подмена с неизбежностью приводит к отказу признать, в том числе, личностное бытие человека, находящегося в бессознательном или коматозном состоянии, к примеру, после травмы головного мозга, приведшей к нарушению функций сознания.

2.3 Человеческое достоинство эмбриона

Эмбрион является человеком. В связи с этим ему принадлежит ряд прав, которые необходимо отстаивать.

а. Право на человеческую идентичность. Эмбрион имеет право называться человеком. Институты общества должны обеспечивать и защищать это право.

б. Право на жизнь. Никто не должен отнимать у эмбриона основополагающее право на свою собственную уникальную и неповторимую жизнь. Недопустимы научные эксперименты с эмбрионами и их замораживание. Тот факт, что для тысяч эмбрионов возможность развития и жизни заменяется экспериментами и смертью, подрывает достоинство человека и нарушает право на жизнь.

в. Право на развитие. Каждый человек имеет право развиваться и раскрывать себя как личность от зачатия до естественной смерти.

Православная Церковь подчеркивает, что фундаментальные права эмбриона как человеческой личности должны быть закреплены в законодательстве.

3.                    Искусственное прерывание беременности

3.1 Отношение к аборту в Священном Предании Церкви

Священное Предание Церкви однозначно приравнивает аборт к убийству, независимо от того, осуществляется ли он хирургическим или химическим способом, на ранней или на поздней стадии.

В памятнике раннехристианской письменности «Дидахе» подчеркивается: «Не умерщвляй ребенка в зародыше»(2.2.). Та же мысль акцентирована в другом раннехристианском источнике – «Послании Варнавы»: «Не умерщвляй младенца (в утробе), и по рождении не убивай его»(19.5.). Там же говорится о людях, которые находятся на пути тьмы, будучи «убийцами детей, во чреве погубляющими создание Божие»(20.2.) Тертуллиан подчеркивает: «Так как нам раз навсегда запрещено человекоубийство, то не дозволяется истреблять даже зародыш, когда кровь еще образуется в человеке. Воспрепятствовать рождению человека значит преждевременно умертвить его, и нет различия между тем, исторгает ли кто из тела душу уже рожденную, или уничтожает ее рождающуюся»(Апологетик, IX, 8.).

Святитель Иоанн Златоуст рассматривает аборт как преступление, которое хуже убийства: «…где прежде рождения совершается убийство, так что ты не только предоставляешь блуднице оставаться блудницей, но и делаешь ее убийцею? Видишь ли, как от пьянства происходит блуд, от блуда прелюбодеяние, от прелюбодеяния убийство, или правильнее сказать, нечто хуже убийства, я даже не знаю, как и назвать это, так как здесь не умерщвляется рожденное, но самому рождению полагается препятствие»(Беседы на Послание к Римлянам, 24.4.).

Блаженный Иероним Стридонский говорит: «Некоторые, когда узнают, что зачали вне супружества, принимают яд для аборта, и часто сами умирают вместе со своим ребенком, и идут в ад, повинные в трех преступлениях: убийстве самих себя, прелюбодеянии вопреки Христу, и убийстве своего нерожденного ребенка»(Письмо XXIII.13.).

Во втором правиле св. Василия Великого подчеркивается: «Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства. Тонкого различения плода образовавшегося или еще необразованного у нас нет. Ибо здесь полагается взыскание не только за имевшее родиться, но и за то, что навредила самой себе, поскольку жены от таковых покушений весьма часто умирают. К этому присоединяется и погубление плода, как другое убийство, от дерзающих на это умышленно. Впрочем, подобает не до кончины простирать покаяние их, но принимать их в общение, по исполнении десяти лет; врачевание же измерять не временем, но образом покаяния».

21-е правило Анкирского собора подчеркивает: «Женам, от прелюбодеяния зачавшим и истребившим плод и занимающимся составлением детогубительных отрав, прежним определением было возбранено причащение Святых Тайн до кончины, - и по сему и поступают. Изыскивая же нечто более снисходительное, мы определили таковым проходить десятилетнее время покаяния, по установленным степеням». 91-е правило Трулльского Собора определяет: «Жен, дающих врачевства, производящих недоношения плода во чреве, и приемлющих отравы, плод умерщвляя, подвергаем епитимии человекоубийцы».

3.2 Аборт как социальная и этическая проблема современного общества

Аборт – это всегда произвольное лишение жизни человеческого существа, то есть убийство, а потому невозможно говорить о «праве на аборт», то есть «праве на убийство». Аборт не может быть признан средством «планирования семьи».

Согласно одному из медицинских подходов к проблеме аборта, критерием при принятии решения о совершении такового является «жизнеспособность» плода, то есть та степень его внутриутробного развития, когда он уже в состоянии выжить вне организма матери с учетом возможностей медицинской реабилитации. Такой подход является неприемлемым. Беременность – это естественный длительный процесс, в течение которого осуществляется формирование нового человека как в период так называемой «жизнеспособности», так и до ее наступления.

Существует множество факторов, которые могут оказать влияние на решение женщины в отношении совершения аборта. В большинстве случаев такое решение является болезненным, а аборт является серьезной моральной и физической травмой для женщины. Однако тяжесть решения и травмирующий характер аборта, не снимают ответственности за совершенный грех. Женщина, совершившая аборт, нуждается в исцелении той душевной раны, которую она нанесла себе. Такое исцеление достигается через покаяние: «Православная церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах»(Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви. XII. 2.).

Особого пастырского попечения и снисхождения требует вопрос спасения жизни матери в разных сложных обстоятельствах, например, таких как внематочная беременность, которая имеет своим следствием неизбежную гибель плода. «В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявить снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь»(Там же.).

В то же время следует подчеркнуть, что беременная женщина, добровольно изъявившая желание отказаться от аборта ценой собственной жизни (например, в случае диагностирования заболевания раком, или опухоли головного мозга), в своем страдании ради спасения ребенка уподобляется христианским мученикам и страстотерпцам, являя пример святости.

Одной из причин, подталкивающих женщин к принятию решения об совершении аборта, является крайняя материальная нужда и беспомощность. Профилактика абортов требует от государства, Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства, а также создания условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать.

Важно поддержать женщину в период ее беременности и помочь ей осуществить свое христианское призвание матери. Ей необходимо помочь понять, что существует несомненное благо в рождении ее ребенка, и счастье, которое этот ребенок может принести ей и ее семье, перевешивает такие земные блага, как комфорт и благополучие, которые женщина боится потерять вследствие беременности и рождения ребенка.

3.3 Ответственность супругов за совершение аборта

В период беременности женщине особенно необходима всесторонняя поддержка супруга. Намерение женщины совершить аборт порой обусловлена неспособностью или нежеланием отца обеспечить её необходимой поддержкой и вниманием при воспитании детей. В «Основах социальной концепции» подчеркивается, что «ответственность за грех убийства нерожденного ребенка, наряду с матерью, несет и отец, в случае его согласия на производство аборта. Если аборт совершен женой без согласия мужа, это может быть основанием для расторжения брака»(XII. 2.). Принуждение мужем жены к аборту также может служить основанием для расторжения брака(О канонических аспектах церковного брака. V.).

3.4 Ответственность врача за совершение аборта

Православная Церковь с глубоким уважением относится к врачебной деятельности, в основе которой лежит служение любви, направленное на предотвращение и облегчение человеческих страданий. Врачи, медсестры и весь медицинский персонал призваны к пониманию своего служения как «христианского долга милосердия»(Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XI. 1.). Миссия исцеления, совершенная Господом Иисусом Христом, однако, включала не только заботу о физическом здоровье, но прежде всего духовное исцеление.

С христианской точки зрения забота о больных является актом любви к Богу и ближнему. Это понимание подчеркивает необходимость всегда в заботе о здоровье обращать внимание на личность человека, а не только на его болезнь.

Церковь призывает государство гарантировать право медицинских работников на отказ от совершения аборта по соображениям христианкой совести. Церковь подчеркивает, что «грех ложится и на душу врача, производящего аборт»(Там же. XII.2.): «Врач должен проявлять максимальную ответственность за постановку диагноза, могущего подтолкнуть женщину к прерыванию беременности»(XII. 2.).

В законодательстве многих стран определяется, что женщина может совершить аборт при условии «добровольного информированного согласия». Добровольное информированное согласие должно предполагать возможность ознакомления женщины со всеми моральными, психическими, медицинскими и прочими последствиями принятия ею решения, которое навсегда самым трагическим образом изменит ее жизнь и лишит ее ребенка. При этом подобное консультирование женщины, заявившей о намерении сделать аборт, не должно иметь целью получение от нее окончательного согласия на аборт, но, наоборот, быть направлено на оказание ей помощи в исполнении ее материнской миссии и спасении жизни ее ребенка.

3.5 Абортивная контрацепция

«Недопустимым с православной точки зрения является использование абортивных контрацептивов, действие которых приводит к гибели эмбриона на ранних стадиях его развития, поскольку такие действия ничем принципиально не отличаются от аборта»(Там же. XII. 3.).

Использование гормональных контрацептивов с целью лечения женских болезней при сочетании с половой близостью может привести к аборту на самой ранней стадии развития эмбриона. Поэтому использование таких лекарственных средств может быть оправданным с нравственной точки зрения только в случае воздержания от супружеских отношений на протяжении всего периода лечения заболевания.

4.                    Пренатальная диагностика

Использование современных технологий привело к развитию пренатальной диагностики.

В случаях, когда пренатальная диагностика имеет целью лечение плода, она является морально допустимой и не отличается по своей сущности от любой другой медицинской процедуры, направленной на спасение человеческой жизни и исцеление. Пренатальная диагностика допустима, когда процедура не угрожает жизни или физической целостности нерожденного ребенка или матери и не подвергает их непропорциональному риску; когда диагностика может обеспечить информацией, чтобы помочь подготовить мать к заботе о будущем ребенке(Там же. XII. 4.).

К сожалению, подобные случаи в медицинской практике являются редкими. Отрицательный результат, полученный в ходе пренатальной диагностики, в подавляющем большинстве случаев приводит к совершению женщиной аборта «по медицинским показаниям». Эта ситуация усугубляется тем, что с точки зрения современного законодательства либо ответственность врача за жизнь матери выше, чем за жизнь нерожденного ребенка, либо врач не несет какой-либо ответственности за жизнь последнего. В результате женщина, особенно в период первой беременности, испытывает тяжелейшее психологическое давление, связанное с переживанием опасности появления у нее на свет ребенка с теми или иными отклонениями, усиленным давлением врача.

Церковь защищает жизнь плода с момента зачатия. Поскольку в настоящее время возможность лечить генетические болезни на пренатальной стадии существует только гипотетически, нет действительных причин использовать такую диагностику. Совершенствование генных технологий в ближайшие годы может сделать возможной коррекцию генетических характеристик эмбриона на самых ранних стадиях его развития и способствовать устранению генетических заболеваний. Подобное вмешательство будет недопустимо, если наряду с возможностью исцеления от генетического заболевания, оно будет нести риски, сопряженные с гибелью эмбриона.

Церковь также считает недопустимым использование методов тестирования с целью выбора будущего потомства с заданными характеристиками, поскольку таковой метод предполагает уничтожение в зародыше детей, не прошедших этот «отбор».

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

Страницы: 1  2  3  4  
0
Евгения Жуковская Епархия: г.Москва
03.07.2019 13:21:14
Предложение к изменению текста: п.4 последнее предложение третьего абзаца, удалить ", особенно в период первой беременности,", поскольку не меньшее психологическое воздействие оказывается на женщин в третьей и последующих беременностях. Нередко наличие детей является для врачей поводом к принуждению женщины к аборту, поскольку женщина уже родила, "реализовалась как женщина".

Новая редакция предложения: "В результате женщина, особенно в период первой беременности, испытывает тяжелейшее психологическое давление, связанное с переживанием опасности появления у нее на свет ребенка с теми или иными отклонениями, усиленным давлением врача.
Ссылка 0
0
Евгения Жуковская Епархия: г.Москва
03.07.2019 13:25:29
Целесообразно в начале п.4 дать немного пояснений о том, что такое "пренатальная диагностика", иначе непонятно, почему эта медицинская практика связана с темой абортов. Например, сказать: "В последние десятилетия стала широко распространена пренатальная диагностика. Она проводится с целью обнаружения патологии на стадии внутриутробного развития и, по мнению врачей, позволяет на ранних сроках определить неизлечимые диагнозы, в частности, синдром Дауна" или нарушения в работе сердца у плода.
Ссылка 0
0
священник Илья Письменюк Епархия: Московская городская
03.07.2019 13:33:46
Уважаемые коллеги! Проект документа видится качественным и сбалансированным. Однако есть одна формулировка, которую, на мой взгляд, можно было бы уточнить или заменить. В разделе №4 приводится следующее предложение: "Поскольку в настоящее время возможность лечить генетические болезни на пренатальной стадии существует только гипотетически, нет действительных причин использовать такую диагностику (имеет ввиду пренатальная диагностика - прим. комментатора)."
Приведенная выше формулировка видится неточной по той причине, что пренательная диагностика - гораздо более широкое понятие, чем генетическое исследование. Например УЗИ - это тоже пренатальная диагностика. Можно согласиться с авторами, что генетические болезни на данном этапе практически невозможно лечить в период беременности. Но, например, порок сердца у ребенка, проблемы, связанные с развитием головного мозга и ряд других заболеваний нуждаются в скорейшей диагностике. Очень часто при пороке сердца ребенок сразу после родов оперируется и получает возможность выжить. Являясь священником в детской психоневрологической больнице также не раз слышал от врачей, что ранняя (в том числе в период вынашивания) диагностика является одним из ключевых факторов в лечении многих заболеваний. Еще один пример: обвитие ребенка пуповиной. Обнаружение обвития помогает скорректировать процесс родов и сохранить жизни матери и ребенка.
Таким образом, нынешняя формулировка об отсутствии действительных причин к пренатальной диагностике может сбить с толку верующих родителей, которые не хотят делать аборты, но из любви к своему чаду еще в процессе беременности хотят внимательно относится к его здоровью. Возможно авторы имели ввиду только конкретный тип пренатальной диагностики, который касается генетических отклонений, но, если так, это требует конкретного и ясного уточнения.

С уважением,
священник Илья Письменюк
Ссылка 0
0
Евгения Жуковская Епархия: г.Москва
03.07.2019 13:34:53
Следует с научной точки зрения, со ссылками на авторитетные медицинские источники, обосновать следующее утверждение:

"2.3 Человеческое достоинство эмбриона

Эмбрион является человеком".

Ссылка 0
0
Священник Алексей Шляпин Епархия: Московская
28.07.2019 16:31:26

клирик Никольского собора Можайского благочиния Московской епархии РПЦ

Мой официальный отзыв

Тезис.

Документ лучше начать с тезиса:

Церковь свидетельствует, что жизнь человека начинается с момента зачатия. Т. е. с самого момента оплодотворения, слияния мужской и женской половых клеток, эмбрион (зигота) является человеком.

Поэтому с самого момента зачатия искусственное прерывание беременности (аборт) является убийством человека, т. е. нарушением заповеди Бога "Не убивай" (Исх. 20, 13), и осуждается Богом и Церковью как грех.

Личность.

На протяжении документа неоднократно употребляется термин "личность". Однако, чтобы употреблять этот термин в богословском документе, необходимо сначала отмести неверное значение этого слова и определить его точный смысл.

Дело в том, что в мирской психологии и социологии слово "личность" употребляется в смысле характеристики лица или ипостаси, означает совокупность акциденций. Т. е. изменчивое в человеке.

В точном, богословском, смысле "личность" – это синоним слова "лицо", когда оно употребляется не в античном смысле как "облик", а в святоотеческом,- как то, что обнаруживается через облик, онтологическая основа, обнаруживаемая через облик, т. е. как синоним понятия "ипостась". Только, с более узким значением, т. к. применяется только к лицам=ипостасям, обладающим разумной природой. Т. е. только к Ипостасям Св. Троицы и к ипостасям ангелов и людей.

Т. о. личность – это ипостась, обладающая разумной природой.* Т. е. не характеристика ипостаси, а сама ипостась.

Кстати, это,- богословское,- значение соответствует и интуитивному пониманию простым человеком. Т. к., употребляя слово "личность", люди как правило имеют ввиду само "я", а не характеристику "я".

Отсюда должно быть понятно, что употребление слова "личность" вместо синонимов "лицо" или "ипостась" м. б. оправдано, чтобы подчеркнуть разумность данной ипостаси, обладание ею разумом. Но при этом надо точно и последовательно соблюдать, чтобы в контексте употребления этот термин всегда означал именно собственно ипостась (обладающую разумной природой), но не природу (содержание ипостаси, включая собственно разум) или акциденции (характеристику ипостаси). Т. е. не допускать диверсии или размытия значения этого термина.

*Ремарка: Иногда употребляют выражение "ипостась разумной природы". Но это некорректно, т. к. выведение ипостаси из природы или сведение её к природе искажает понятие ипостаси и является логическим основанием антихалкидонских ересей. Которые понимают ипостась как некое "частное проявление природы".

Прп. Иоанн Дамаскин: "...то, что для еретиков служит причиною их заблуждения: утверждение, что естество и лицо – одно и то же" (ТИПВ, 3, 3).

В православном понимании ипостась, в соответствии с буквальным значением этого слова, есть онтологическое основание для природы, не сводимое к природе и не выводимое из природы, сам факт бытия, сам факт "есть", само "кто" или "что", которое содержит природу.

Природа же есть онтологическое содержание ипостаси и отвечает на вопрос: "что это есть такое".

Ипостась логически и онтологически (но не хронологически; а во Христе и хронологически) первична относительно природы. Прежде, чем быть "чем-то", надо "быть".

Поэтому правильно сказать: "ипостась, обладающая разумной природой".

продолжение следует
Ссылка 0
Страницы: 1  2  3  4  
Яндекс.Метрика