300 лет самой «молодой» Лавре Русской Церкви
12.09.2013
Официальной датой основания Санкт-Петербурга считается 27 мая 1703 года, а уже весной 1704 года император Петр Великий выбрал место для устроение первого монастыря города. Предания связывали это место с подвигами новгородского воинства, защищавшего пределы русской земли от шведов. В частности, 18 мая 1301 года новгородцы, которых вел сын Александра Невского князь Андрей вновь разгромили шведов и разрушили построенную ими в 1300 году крепость Ландскрону, стоявшую близ тех мест, где сейчас находится Александро-Невская Лавра.
Сразу приступить к работе по устроению монашеской обители было невозможно: продолжалась Северная война, и только в 1709 году, после взятия Выборга, ситуация изменилась, поскольку удалось достигнуть безопасности новой столицы со стороны ближайших границ.
И вот в июле 1710 года государь уже осматривал место по правую сторону Черной речки, «где быть строениям». Определено было именовать монастырь «Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского».
Ставший строителем обители архимандрит Феодосий (Яновский) установил на избранном месте два креста: один на правой стороне Черной речки, а другой − на левой. На первом из них была надпись: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, повелением Царскаго Пресветлаго Величества на сем месте имеет создатися Монастырь». Надпись на другом гласила: «Что сей крест образует, обонполный то сказует» (то есть о том, в честь чего поставлен сей крест, можно узнать из надписи на кресте, стоящем на противоположном берегу).
20 февраля 1712 года Петр Первый приказал объявить архимандриту Феодосию, «дабы начинал на осмотренном месте строить Монастырь». К новосозидаемому Петербургскому монастырю был приписан богатый Иверский монастырь со всеми вотчинами и доходами и от Новодевичьего монастыря село Ояцкое с принадлежащими к нему деревнями и со всеми угодьями – таким образом нашлись средства на строительство обители в новой столице; кроме того, на построение и содержание в монастыре госпиталя была приписана половина монастырских вотчин Олонецкого уезда. При этом крестьяне на три года были освобождены от податей и подводной повинности.
О времени начала строительства можно судить из датированной 1723 годом справки Канцелярии Невского монастыря. Она извещает, что «деревянное строение началось в 712-м году, а по уговору с плотниками значит июня 14-го дне». В том же году на месте, где был установлен крест, заложили деревянную церковь. «В 1713-м году оная церковь совершилась, и марта 25-го дня, при присутствии Царскаго Пресветлаго Величества с его высоким синклитом, во имя Благовещения Пресвятыя Девы Богородицы оная церковь освящена, и того дня Царское Пресветлое Величество, со всеми при нем обретающимися, в новом Монастыре изволил пировать», узнаем мы из приведенной справки, сохранившейся в бумагах Кабинета Петра Великого. Пнтиминс и благословенная на освящение церкви грамота были присланы митрополитом Иовом через пресвитера Георгия Петрова еще в январе 1713 года.
День 25 марта (по старому стилю) 1713 года, когда впервые в стенах обители совершена литургия, и является днем, с которого обитель должна считать начало своего бытия.
С постройкой храма в монастырь стали приезжать из города богомольцы. Первым членом братии Александро-Невского монастыря был его настоятель, «архимандрит новосозидаемого при Санкт-Петербурге монастыря» Феодосий. Он был назначен настоятелем в монастырь, когда в том не было еще ни одной живой души. Когда обитель несколько обстроилась, ее стали населять монашествующими. Предложено было сосредоточить в Александро-Невском монастыре лучшие монашеские силы всей России. По спискам, составленным архимандритом Феодосием, царским и сенатским указами вызывались монашествующие из монастырей почти всех епархий.
В 1720 году в Александро-Невском монастыре возникла типография −по высочайшему указу ему был передан из городской типографии стан церковной печати с семью мастеровыми. Первой книгой, вышедшей здесь, было «Поучение в день св. Александра Невского». Типография выпустила букварь, выходили в свет книги против раскольников, наставления, проповеди, позднее − ученые труды и их переводы, богослужебные книги.
Школа при Александро-Невском монастыре, ставшая родоначальницей блестящего сонма петербургских духовно-учебных заведений, создана в октябре 1721 года. В ней грамоте учились дети монастырских работников, а другие ребята от пяти до тринадцати лет, в том числе сироты, оставшиеся без попечения и пропитания. Через пять лет на основе школы была создана Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария. Она давала будущим служителям Церкви серьезное по тем временам общее и богословское образование. В 1788 году Александро-Невская Славяно-греко-латинская семинария была преобразована в Главную семинарию, а в 1797 году − в Александро-Невскую академию. В 1809 году в связи с реформой системы духовного образования в России Александро-Невская академия была преобразована в Санкт-Петербургскую духовную академию.
Через два года после окончания Северной войны, 29 мая 1723 года, Петр I посетил вновь устроенный монастырь. В тот же день им было издано постановление о том, чтобы «обретающиеся во Владимирском Рождественском монастыре мощи св. благоверного великого князя Александра Невского перенести в Александровский монастырь».
А через две недели древний Владимир прощался со святыней − весь город собрался у стен Рождественского монастыря, когда после литургии рака с мощами благоверного князя Александра Невского была помещена в богато украшенный ковчег, и от стен обители начался путь ковчега через Москву в Тверь до Боровичей посуху, от Боровичей - по Ильменскому озеру, через Новгород по Волхову до Ладоги, оттуда по Неве до Санкт-Петербурга. О том, как тяжело было расставаться владимирцам со святыней, свидетельствует до сих пор бытующее в городе предание, будто мощи остались в Рождественском монастыре и пребывают под спудом.
Через города ковчег с мощами несли на руках священнослужители, молитвенное шествие повсюду встречали толпы людей, желавших поклониться святыне.
Когда стало ясно, что процессия не успеет в столицу к дню заключения Ништадтского мира, царь повелел поставить ковчег с мощами в Шлиссельбургской каменной церкви.
Через год, 30 августа 1724 года, в третью годовщину Ништадского мира, останки святого князя были торжественно перенесены в Петербург. В Усть-Ижоре, у места Невской битвы, процессию встречал сам Петр. Ближе к столице к ней присоединились празднично украшенные галеры царской свиты во главе с «ботиком Петра Великого» − родоначальником русского флота. Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была торжественно помещена в освященную к этому событию монастырскую церковь святого благоверного князя Александра Невского.
По окончании строительства главного монастырского храма − собора Святой Троицы − мощи были торжественно перенесены в собор в нишу за правым клиросом. Над ними была установлена великолепная серебряная рака, сооруженная в 1752 году по указу императрицы Елизаветы Петровны и украшенная надписями М.В. Ломоносова. Саркофаг укрыт чеканными барельефами, повествующими о важнейших событиях из жизни святого. В 1743 году императрица учредила крестный ход из столичного кафедрального собора в Александро-Невский монастырь.
С тех пор ежегодно 30 августа по окончании литургии все столичное духовенство во глав с архипастырем с хоругвями и иконами направлялось по Невскому проспекту к обители где торжественно совершался молебен святому благоверному князю.
Молитвенные шествия в Лавру продолжались до 1921 года, несмотря на то, что еще с 1918 года начались попытки властей закрыть обитель.
Последний в истории епархии советского времени масштабный крестный ход прошел 19 сентября 1921 года. Однако, в связи с похоронами погибших финских коммунистов, в этот год он состоялся не 12, а 19 сентября.
С того времени на долгое время традиция прервалась, и сегодня крестный ход к Александро-Невской Лавре пойдет по Невскому проспекту впервые после 92-летнего перерыва.
По материалам сайта Александро-Невской Лавры
и пресс-центра юбилейных торжеств