Саровский первоначальник

01.08.2020

2059.png

Все знают Саровскую пустынь благодаря подвигам одного из ее насельников – преподобного Серафима. Но история обители началась много раньше, и подробности ее основания известны нам во многом благодаря очень интересному литературному памятнику, созданному первоначальником монастыря иеромонахом Исаакием. О чем же идет речь в его «Сказании»?

 

Первые отшельники

Некогда на месте, где впоследствии возникла пустынь, существовали поселения татар и мордвы. И это не случайно, так как слияние двух речек, Сатис и Саровка, образовывали выгодное место для торговли. От того времени осталось городище, или «древний город Сараклич». Со временем, когда границы Российского государства расширялись, а торговые пути смещались в более южные области, значение крепости уменьшалось, и местность пришла в запустение.

Конечно, такое пустынное место, окруженное дремучим лесом, сразу же обратило на себя внимание иноков, и первым из них здесь поселился монах Феодосий, который, по преданию, пришел из Пензы. Это событие произошло в 1664 году. Искушений уединенной жизни он не вытерпел и вскоре ушел в ту местность, откуда пришел.

Однако пустынное место продолжало привлекать иноков, и здесь поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря. Он прожил несколько лет, однако из-за того, что его постоянно беспокоили разбойники и лихие люди, вынужден был вернуться в свой родной монастырь.

68797456.jpg

Устроение монашеской жизни в пределах современного монастыря началось с иеромонаха Исаакия (Степанова) в 1691 году. Он был пострижеником Арзамасского Введенского монастыря. Некоторое время отец Исаакий прожил в этом месте, затем ушел и проповедовал среди старообрядцев, а потом снова вернулся на пустынножительство на реку Саровку и в 1706 году основал пустынь, которая стала знаменитой в истории Православной Церкви и России. Он дал монастырю строгий общежительный устав, по которому тот жил до своего закрытия во время гонений. Отец Исаакий стал первым настоятелем обители и в 1715 году принял схиму с именем Иоанн (в крещении его имя также было Иоанн). Огромная заслуга его в истории Саровской пустыни состоит в закреплении за ней более 26 тысяч десятин земли, большую часть из которых занимал лес. В будущем именно эти леса стали основой благополучия обители. Он был арестован Тайной канцелярией в 1734 году по обвинению в государственной измене и сочувствии раскольникам. Настоятель умер в заключении в 1737 году; известно, что он не подвергался пыткам и не лишался сана.

657465.pngОтец Исаакий – автор очень интересного произведения под названием «Сказание о первом жительстве монахов и о построении церкви Пресвятой Богородицы в пустыне на Старом Городище, где ныне стоит общежительная Саровская пустынь». Впервые оно было опубликовано в «Известиях Тамбовской Ученой Архивной Комиссии» в преддверии прославления преподобного Серафима Саровского, когда находили и публиковали все, что касалось Саровской пустыни.

Основатель пустыни начинает свое повествование с описания самого места и его природных особенностей: «Место же сие весьма прекрасно, на горе состоящее и, яко в вертограде некоем, глубочайшими лесами от всех четырех стран ограждено. Место же сие, идеже ныне обитель построена, зрится всякими овощьми изобильно, окрест бо его на все страны, на многия поприщи – всякой угодной лес». То есть это место, идеально подходящее для монашеского жития: уединенное и с плодородной землей для выращивания овощей.

К тому же есть и обильный источник воды – речки Саров и Сатис. Неслучайно в стародавние времена здесь располагались поселения людей: «От самого же устия вверх тех речек, на горах тех устроены же три града не велики, подле тех трех градов подряд четвертый град зело велик, якоже есть и ныне суть видимы иже их зрящим».

Автор хорошо изучил местность, проанализировал собранные данные и сделал своеобразный вывод о происхождении этих градов: «От сего града к западу расстоянием 30 поприщ иный град есть на речке Лемете, и паки к востоку вверх сея речки Сатис 15 поприщ, есть иный град в лесу, в пустом месте; иные грады обретаются в Темниковских пределах, не зело в дальнем расстоянии (…) от сего града, иные многие таковые грады древние пустовые в прочих уездах обретаются. И посему есть знатно, яко в древние лета таковое бяше державство или владение некоего единого князя».

Сделав такое предположение о происхождении городов, которые давно были в запустении, отец Исаакий также высказал мнение о том, кто населял их: «Мнится же, яко в начале в нем быша человецы поганые, – татары или мордва; негли же когда в нем и христиане быша, или христиане его воеваша и войною его взяша и в нем неколикое время жили».

Поразмышляв таким образом о месте будущего монастыря и о прежнем его населении, автор «Сказания» приступает к описанию того, как началась монашеская жизнь в Сарове. Год поселения первого монаха Феодосия указывается цифрой семь (видимо, это 7 тысяч лет от сотворения мира), а далее идет пробел. Однако мы сейчас знаем, что Феодосий поселился в саровских лесах в 1664 году. Вскоре к нему стали приходить другие монахи, но, пожив какое-то время, уходили; и сам Феодосий в дальнейшем удалился в Пензу, где и закончил свою жизнь. Причины, по которым Феодосий и монахи покинули пустынное место, также указываются отцом Исаакием: «Монаси, к нему пришедшие не терпяще пустынного пребывания жестоты, мало поживши, паки от него отхождаху; и не точию едини оные монаси тогда от места сего отхождаху, не терпяще пустынных трудов и бесовских нападений, но и сам той Феодосий, не стерпев, отъиде». То есть главные причины – суровость условий жизни в абсолютном уединении и бесовские искушения.

На смену Феодосию пришел монах Герасим. Он прожил в лесу около шести лет. Причины его ухода из пустыни в «Сказании» указываются следующие: «Наусти бо диавол злобных человек, воров близ того места, идежа он, Герасим, живяше, в лесу на некоем пути, иже от Арзамаса к Темникову, собиратися и разбой, грабеж творити, к нему же, Герасиму, часто приезжати, разбойнические прибытки у него делити». Таким образом, первая причина – это соседство разбойников. Другая причина состояла в том, что «вотчинники того места, си есть, кадомские мордвы, не повелевающе ему ту пребывати, и, аще не снидет с того места, убийством претяху». Наконец, немаловажным фактором было и то, что монахи монастыря из Красной Слободы просили Герасима, «дабы он шел к ним в монастырь и был у них строителем».

Это внешние причины, из-за которых монах Герасим покинул пустынь. Однако автор «Сказания» считал истинной причиной исхода старца из пустынного места волю Божию: «Но Бог Всемогущий, предведый вся и всем полезная строяй, не восхоте по его, старца Герасима, желанию быти тогда». Таким образом, именно воля Божия стала причиной тех препятствий, которые возникли на пути монаха Герасима, вынудили его покинуть Саров и вернуться в свой монастырь.

 

Видение будущего

Исход Герасима из Сарова состоялся в 1678 году, и более десяти лет здесь никто не жил. Далее начинается история самого Исаакия, об этом он пишет так: «Бысть некий юноша, мирянин, иже желанием зельным желаше прияти на ся ангельский образ. И той юноша виде единожды в сонном видении церковь зело предивну и на воздусе икону Пресвятые Владычицы, нисходящую на ту церковь».

Это видение будущего неслучайно в жизни Исаакия. Он вырос в религиозной семье, его дед был священником, а отец – чтецом, который постригся в монахи. И сам он был в раздумье, какой путь выбрать, имея склонность к монашеству. Видение стало толчком к тому, чтобы сделать окончательный выбор. Это, по мысли автора «Сказания», оказалось первым шагом к основанию будущей пустыни и содержалось в Промысле Бога о монастыре и самом Исаакии.

Ночные видения повторялись еще не раз, и, наконец, Иоанн Степанов в Арзамасском монастыре постригся в монахи. В дальнейшем повествуется о том, что молодой монах должен был оказаться в пустыни, так как «никому же о том поведая, на то вышереченное место поидосто и, обходивше его всюду, расмотреста и зряста, яко весьма бысть надобно к безмолвию, зело возлюбиста».

Следует отметить, что отец Исаакий говорит о себе от третьего лица.

Таким образом, автор сказания подводит нас к тому, почему именно он оказался основателем пустыни. Главное – это Божие предопределение и предназначение, которое отразилось в знамениях и приметах, ставших причиной уверенности основателя в его собственной правоте.

7688568769.jpg

Еще не отправившись в пустынь, монах был устрашен двумя сонными видениями. В одном из них огромная толпа ворвалась в келию и пыталась его оттуда выселить, в другом ему явилась собственная мать и укоряла сына за то, что он удалился в такое пустынное место. Все это привело подвижника в смущение и ввергло в уныние. Он рассказал об этом своему духовному отцу, и тот «поведа сие мечтание бесовское быти и внимати сему ему запрети».

Несмотря на препятствия духовного характера, отец Исаакий в 1691 году вместе с еще одним добровольцем, монахом Филаретом, поселился в Сарове. Первоначально они построили себе хижину («кущу») и принялись заготавливать лес, чтобы поставить настоящую келию. Так прошло около двух месяцев, и монах Филарет «нача смущатися помыслы, воспоминающе то пустынное озлобление и труды, и всякие недостатки во всем». У Исаакия не было намерения уходить, но «от помыслов боязни стужися, един не остася». То есть пока остаться в одиночестве в пустыни он не решился, поэтому вынужден был уйти вместе с Филаретом.

Исаакий ушел в Темников, оттуда в Арзамас и в Спасском монастыре нашел бельца (в данном случае послушника) Андрея, с которым снова поселился в пустыни. Вместе они построили первую келию «в большом городе, к речке Сарове». Андрей выполнял поручения монаха и нередко «посылашася в мир ради потреб телесных». Так отец Исаакий остался в пустыни один и в этот период ископал первую саровскую пещеру после того, как во сне видел епископа Илариона, который первый ископал пещеру на месте будущей Киево-Печерской Лавры.

Начиная с этого места в «Сказании», автор уже ведет повествование от первого лица.

 

Первые насельники пустыни

В 1691 году к отцу Исаакию приходят еще два монаха: из Темникова – Палладий и из Нижегородских пределов – монах Герасим.

Зимой 1692–1693 гг. пустынь постигло несчастье: когда все монахи отправились в ближайший к пустыни населенный пункт Кременки «ради потреб телесных», сгорели кельи, одежда и книги. Монахи вынуждены были на время покинуть это место и удалиться во Флорищеву пустынь, но пробыли там только четыре дня, а потом, «раскаявшеся, понуждены быхом добрыми помыслы паки возвратиться в пустынь». Здесь в горе они ископали пещеру длиной десять метров, где и пережили зиму, «многи ту скорби от зимы и от тесноты и во всем недостатки терпевше».

Летом монахи построили большую келью «четырепредельную». Во время строительства монах Палладий покинул пустынь; причина его ухода – «обладан бысть зельным унынием». Еще один монах Герасим «впаде в страсть пиянственную и нача исходити из пустыни в веси и деревни: редко же когда и в пустыню прихождаше».

Оставался еще один молодой монах Иларион, однако мы предполагаем, что эта фигура вымышленная, созданная отцом Исаакием с целью рассказать о собственных искушениях и поведать о тех знамениях, которые были ему явлены. Прием такой введен для того, чтобы самому остаться в тени, не возноситься и не давать повод людям говорить об Исаакии как о некоем великом человеке. Так, в главе «О бытии в пустыне, о страстех, бывших от диавола, первоначальника и о исходе его» подробно рассказывается о тех искушениях и борьбе со страстями, которые сопровождали Илариона во время его жительства в пустыни. Далее идет повествование о местных поселянах, которые над горой саровской, т.е. там, где в будущем будет построен монастырь, видели молнии и огненные языки, а внутри самой горы слышны были как будто звуки колокола…

7978567.jpg

Отец Исаакий подробно излагает историю пустыни как до ее основания, так и ее развитие в качестве самостоятельного монастыря.

В 1693 году появляется новое искушение. В это время отец Исаакий познакомился с иеродиаконом Филаретом, который пришел из Спасо-Преображенского монастыря Мурома в Арзамас. Автор сказания первоначально характеризует его так: «Смиреннолюбовен и приветен, такожде и ко мне велию имеяше любовь и много со мною беседоваше от Писания о пользе душевной». Только когда Филарет переселился в пустынь, выяснилось, что он закоренелый и упорный раскольник. Исаакий с возмущением о нем пишет: «Хуляше бо святую церковь, вся церковные таинства, новоисправные книги и по ним вся совершаемые таинства и молитвы, святый четвероконечный крест, молитву Иисусову, всех православных архиереев, уничижая, всячески хуля и прочая святая называя ересью».

Первоначальник жаловался на Филарета настоятелю Спасского монастыря г. Арзамаса, к которому были приписаны все пустынножители Сарова, но тот жалобы оставил без рассмотрения, так как иеродиакон Филарет был на хорошем счету. В результате Филарет поселился в пустыни под руководством монаха Герасима, прожил с ним полтора месяца и вернулся в Спасский монастырь, где жизнь его закончилась трагически. Автор описывает это так: «Взем некую на то прежде, по бесовскому коварству, от него изготовленную доску, приложив ю в печном устии ко уголием горящим, возшед на ню, и ввержеся по той доске в пещь на углие горящие. И абие испечеся, огоре весь и умре. Тело же его в пещи бяше». Из описания непонятно, то ли это акт самоубийства, то ли несчастный случай. Во всяком случае, от Филарета был «смрад не токмо в монастыре, но и повсюду во граде том». Ясно одно, что большие помещения отапливались огромными печами, в которых запросто мог сгореть человек…

Оставшись один, иеромонах Исаакий соорудил часовню на речке Сатисе и на кресте «велицем вапы из масла образ распятия Господа нашего Иисуса Христа и поставих его в новопостроенной часовне». Т.е. первоначальник сам соорудил часовню при дороге, чтобы путник, идущий через Саров, мог остановиться и сотворить молитву.

 

Образование монашеской общины

В это время стали посещать пустынножителя раскольники, которые также искали уединенного места жительства ближе к центру России. Приходили они из-за Волги. Первым был некий Иоанн; автор «Сказания» сообщает о нем следующее: «И часто прихождах аз к нему из пустыни на мельницу, иже бе на Сатисе речке, на Темниковской дороге, на которой той живяше; и многий разговор и спор имел от Писания, приводя его ко обращению; и не обратися».

Упоминает также Исаакий и о раскольнической монахине Мелании.

Со всеми раскольниками Саровский первоначальник имел длительные беседы, результатом которых стало обращение Иоанна и пострижение его в пустыни с именем Ириней. Он был первый постриженик Сарова.

В 1700 году отец Исаакий ушел в Арзамасский Введенский мужской монастырь, оставив первого постриженика Сарова, монаха Иринея, одного. Удаление Исаакия в Арзамас было связано с тем, что его должны были рукоположить в иеромонахи. В его отсутствие Ириней каждый месяц приходил в Арзамасский монастырь для исповеди и причастия, а в самой пустыни было пострижено два монаха: белец Иоанн с именем Ипполит и крестьянин из Кременок с именем Севастиан. Через некоторое время Ипполит, соблазненный раскольниками, покинул пустынь. Однако к пустынножителям присоединился монах Афиноген, бывший попович Анания, постриженный в Арзамасском монастыре и пожелавший отправиться в Саров. Друг Афиногена Петр, сын посадского человека из города Темникова, пришел в Арзамасский монастырь и был пострижен с именем Паисий; он также отправился в пустынь.

80857657546.jpg

Фактически под руководством Иринея в пустыни образовалась небольшая монашеская община. Ее руководитель «довольно кормяше рыбою своих пустынных монахов, часто же и в Арзамас, в монастырь приношаше; и не точию в пустыне монахов довольно рыбы от него бываше, но и многим иным господам по благословению прочих своих монахов посылаше». После одной из таких рыбалок Ириней смог собрать большой улов, но надорвался и умер. Произошло это в 1703 году.

Тут повествование об обители прерывается, поскольку далее речь идет не о Сарове, а об ошибках, совершенных первоначальником по отношению к священнику Артамону, которого отец Исаакий всячески поддерживал, а тот оказался подлецом. Первоначальник подробно рассказывает об этом эпизоде своей жизни. Это своеобразный исповедный мотив в повести, которая и так имеет покаянный характер.

Между тем, к 1703 году в пустыне была уже настоящая монашеская община, состоявшая из четырех человек, и отец Исаакий задумался о том, чтобы построить в Сарове церковь. Однако необходимо было оформить в собственность землю, на которой собирались возводить постройки. Она принадлежала помещику Дмитрию Полчанинову. С этого момента началась борьба первоначальника за саровскую землю, которая привела к тому, что Саров стал одним из крупных землевладельцев в России и сохранил свои угодья даже во время реформы Екатерины Великой, которая лишила монастыри земель.

Саровская пустынь в 1764 году.jpg

В 1705 году основатель возвратился в пустынь и снова озаботился о том, чтобы определить в собственность обители землю, на которой будут возводиться постройки. Он начал выяснять, кому из окрестных помещиков принадлежит данная местность, и обнаружил, что, помимо Половинкина, землями также владеет Илья Яковлев. Получается, за четырнадцать лет, в течение которых первоначальник жил в этих краях, многое поменялось, и теперь у земли были реальные хозяева, с которыми предстояло договариваться, а не абстрактные татары и мордва с сомнительным правом на землю. Начались переговоры основателя с владетелями, которые изначально оказались успешными.

К тому же было знамение: при постановке сруба на источнике вылез змей из земли, который «склонив главу свою ко углу под бревно, упаде во угол, а бревно стисну главу, и абие умре змий». Это знамение предопределило будущее название первого храма Саровской пустыни, названного в честь иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник».

98687878.jpg

В целом тема воды в истории пустыни будет играть немалую роль, так как помимо того, что она основана на берегах двух небольших речек, в нескольких местах были явлены святые источники, связанные с молитвенными подвигами ее подвижников.

Итак, в этот период братия задумалась об основании новой обители с собственной церковью, где бы подвизались монахи и послушники. Учитывая, что наступила новая Петровская эпоха, когда отношение к монастырям изменилось на более прагматичное и утилитарное по сравнению с временами Московской Руси, Саровскую пустынь можно назвать новым явлением в истории Русской Церкви. В челобитной необходимость строительства церкви в Сарове пустынники обосновали следующим образом: «В прошлом 1651 году построен был в городе Арзамасе Введенский монастырь; а постригаются в том монастыре нищие, скудные люди и престарелые; а тот монастырь безружной, и кормиться нечем; и ради прокормления они отходят от того монастыря на Старое Городище: а ходить им от того места, дальности ради, в монастырь и во иные церкви невозможно, потому что то место от Арзамаса и от монастыря в дальном расстоянии, верст с пятидесят и больше».

С этой челобитной первоначальник поехал в Москву с целью добиться разрешения на строительство церкви и фактически основания новой обители. Началось довольно длительное дело по оформлению земель в собственность образовывающегося монастыря, который в будущем, уже по смерти основателя, будет одним из крупных землевладельцев в России.

 

Строительство первого храма

Описывая все подробности борьбы за землю с окрестными помещиками и владетелями, отец Исаакий не забыл также подробно рассказать историю строительства первой церкви в обители, начиная с заготовки бревен. Он указал точный день – 22 февраля – и человека, который начал этим заниматься. То был крестьянин господ Долгоруковых Андрей Лазарев Зимняк. В строительстве церкви также добровольно помогали крестьяне села Кременок, которое располагалось недалеко от пустыни.

Известно и время заложения первой саровской церкви – 28 апреля 1706 года. Примечательна одна деталь, о которой упоминается благодаря исповедальному характеру «Сказания»: «Не бяше мастеров, ибо, за скудость, не на что бе тогда наняти плотников. И быхом о том в недоумении. Таже помыслих с братиею своею пустынною, еже основание зачати и рубити самим».

16 мая над церковью был поставлен крест, на 15 июня наметили освящение. Совершил его настоятель Арзамасского Введенского монастыря архимандрит Павел.

На этом «Сказание» заканчивается. Первоначальник указал дату освящения очень подробно: «И тако совершися освящение той святей церкви во имя Пресвятыя Богородицы, Живоносного Ея Источника, в сей Сатисо-градо-Саровской пустыни в лето от создания мира 7214, от Рождества Христова 1706, индикта 14, круг солнца тогда бысть 13, вруцелета 1, литера азбучная бе В, месяца июня в 16 день, при державе Благочестивейшего Государя, Царя и Великого Князя Петра Алексеевича».

5676752.jpg

Это было начало нового монастыря, и основатель обозначил время его рождения максимально точно, понимая, что это не простая дата, а такая, которая будет много значить в истории России и Русской Церкви. Впоследствии так и оказалось: Саровская пустынь, которая всегда была обителью строгой монашеской жизни, явила миру таких подвижников, как преподобные Серафим Саровский, Марк Молчальник и Назарий Валаамский.

Можно предположить, что «Сказание» родилось из дневниковых записей первоначальника, местами очень подробных. После образования монастыря отец Исаакий значительно переработал эти записи, составив из них цельное произведение, основная задача которого состояла в том, чтобы рассказать правдиво об основании пустыни, о тех людях, которые первоначально ее населяли, их трудностях, искушениях и духовной борьбе. Таким образом, произведение после переработки стало носить назидательный характер.

Игумен Пимен (Семилетов),
кандидат богословия,
преподаватель Тамбовской духовной семинарии

Публикация журнала
«Тамбовские епархиальные ведомости»


Источники:

1.       Коллектив авторов. «Саров – это мы!». – Саров: ООО «Риц», 2009.

2.       Денисов Л. Житие преподобного и богоносного отца нашего Серафима, Саровского чудотворца. М., 2005..

3.       Порфирий, иеромонах. Житие и подвиги иеросхимонаха Иоанна. Муром, 1892.

4.       Сказание о первом жительстве монахов и о построении церкви Пресвятой Богородицы в пустыне на Старом Городище, где ныне стоит общежительная Саровская пустынь / ИТУАК. Тамбов, 1904. Вып. 49.

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика