При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Возвращение преподобного

01.08.2018

tild3232-3862-4539-a239-333339326461__wf8a0265.jpg

1 августа Церковь вспоминает, как 115 лет назад были обретены преподобного Серафима Саровского. Но было у этой святыни и второе обретение: в начале 1991 года в запасниках Музея истории религии и атеизма, который располагался в здании Казанского собора северной столицы, неожиданно были найдены честные мощи этого угодника Божия, казалось бы, безвозвратно утраченные в годы гонений. Перенесение мощей преподобного в Дивеевскую обитель стало отправной точкой ее возрождения. Попробуем вместе наместником Вознесенского Печерского монастыря Нижнего Новгорода архимандритом Тихоном (Затекиным) мысленно перенестись в Дивеево и стать очевидцами непростых трудов по восстановлению монастыря, а также встречи в обители ее святыни.

 

Начало положено

Когда в начале 1991 года стало ясно, что мощам преподобного батюшки Серафима надлежит вернуться на исконное место своего пребывания, на Нижегородской земле закипела работа по подготовке к этому воистину историческому событию.

20-6.jpg

21 марта 1991 года в Нижнем Новгороде состоялось заседание во главе с председателем исполкома Александром Соколовым. На нем присутствовал возглавлявший Нижегородскую кафедру митрополит Николай (Кутепов), а также тринадцать человек от разных ведомств Нижегородской области. Заседание постановило: организовать комиссию и до апреля представить план мероприятий по подготовке к торжествам.

12 апреля владыка Николай отправил на имя заместителя председателя облисполкома Алексея Втюрина письмо, в котором просил учесть в связи с перенесением мощей пожелания Нижегородской епархии, в которые входило благоустройство территории Спасского Староярмарочного собора и Дивеевского монастыря.

Предложения владыки были приняты, и 25 апреля исполком утвердил план мероприятий по подготовке к перенесению святых мощей преподобного Серафима Саровского. Предстояли не только большие работы по восстановлению и благоустройству, но и организация приема многочисленных паломников – их ожидалось до 15 тысяч.

tild3962-3665-4332-a562-313633323863__4889-11.jpg

Предполагалось, что в границы восстановленной Дивеевской обители войдут основные здания монастыря: соборы, колокольня с двумя трехэтажными пристроями, игуменский корпус и оставшиеся кельи насельниц, а также Троицкая и Казанская церкви. Что же касалось школы и райкома, то для их перенесения необходимо было предусмотреть возведение новых зданий. Число насельниц монастыря на тот момент составляло 200 человек.

 

Глаза боятся, а руки делают

В 1991 году митрополиту Николаю исполнилось 67 лет, но он, несмотря на столь почтенный возраст, словно обрел второе дыхание. Ольга Букова в своей книге «Святитель земли Нижегородской» писала о владыке: «Даже люди, что были моложе его в два раза, могли позавидовать его неутомимой энергии! Он буквально летал по епархии. В восстановлении церковных памятников были задействованы большие силы. И если в Нижнем дело продвигалось довольно спешно, поскольку власти помогали, то в Дивееве было очень много трудностей. Владыке приходилось ехать в Дивеево для решения буквально каждой мелочи…

tild3338-3138-4834-b836-303338353866__30_1992.jpg

Снос каждого сарая, каждого туалета и помойной ямы на Святой канавке превращался в мировой скандал. Никто не был готов к такому яростному сопротивлению местных жителей. <…> Да и сам Дивеевский райисполком пытался за счет Церкви решить все накопившиеся за 70 лет советской власти социальные проблемы поселка. <…> Митрофорный протоиерей Игорь Покровский вспоминал: «Нашей семье выпала честь и вместе с тем тяжелая доля подготовить Троицкий собор к приему мощей Серафима Саровского. И я, и оба моих брата, впервые приехав в Дивеево, были потрясены его удручающим видом. <…> Но… глаза боятся, а руки делают. Трудиться с владыкой было легко, он не сковывал инициативы, соглашался с твоими идеями. Единственное, что требовал, чтобы было соответствие с исторической достоверностью. И это было иногда сложно, поскольку многие благодетели, жертвуя на монастырь личные средства, хотели, чтобы некоторые вещи соответствовали их вкусу. Но мы старались. Место, конечно, было запущенным до предела. С территории монастыря мы вывезли только мусора более 200 машин. <…> Работали круглосуточно, времени было в обрез, а местные власти не столько помогали, сколько мешали. Но в душе, несмотря ни на что, было постоянное чувство радости. По молитвам батюшки, не иначе, многое получалось».

Сложностей в восстановлении поруганной святыни было действительно много. Можно только удивляться бесконечному терпению владыки Николая, а по сути – глубине его веры, когда он не только ни разу не повысил голос, но даже бровью не повел в ответ на откровенное хамство со стороны жителей Святой канавки.

20-4.jpg

«Батюшка Серафим все управит и все рассудит», – с твердой уверенностью говорил владыка. И столько было в нем любви, терпения и сострадания к этим несчастным людям, не понимавшим, что они делают. В эти дни он часто повторял фразу: «Бедные люди, они не ведают, что творят».

 

Свидетели чудесной радуги

Несмотря ни на что, сквозь все сложности и препятствия, Дивеевский монастырь неуклонно восставал из руин. И вот наступил день, – это было 6 июля, – когда на центральный купол Троицкого собора был воздвигнут крест.

О подробностях этого события мы знаем из воспоминаний митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла: «Замотанный для безопасности в матрасы крест стали тросом поднимать на купол. Погода была пасмурная. В монастыре в это время жила английская писательница, которая собирала материал о Православии в России. Мы с ней только вышли из трапезной, и я пригласил ее посмотреть на подъем креста. Вдруг люди вокруг стали кричать: «Смотрите, смотрите – радуга!» Действительно, тучи разошлись, и вокруг солнца, которое стояло почти в зените, образовалась радуга. Ее четкий круг был ярко виден. В этот миг не только меня, но и всех, кто стоял рядом, наполняло такое радостное чувство, такой невероятный духовный восторг, что все плакали. Потом полчаса мы стояли со слезами умиления и пели».

20-1-1.jpg

Точно такое же событие описала очевидица тех благословенных дней Лидия Бродицкая: «Когда на Троицком соборе устанавливали последний, пятый по счету крест, верующие собрались внизу у задней стены собора сопровождать работу верхолазов молитвенным пением. Человек пятьдесят без всякого управления слаженно пели тропарь Кресту, Символ веры. Вдруг кто-то вскрикнул: «Смотрите, радуга!» На небе действительно сияла семицветная радуга, вытягиваясь в сторону храма. Она то сжималась, то вырастала, ни на секунду не пропадая. Люди опустились на колени, многие плакали. То были слезы радости, ведь радуга – знак примирения Бога с человеком. Во всяком случае, мы все были уверены, что наша молитва услышана».

 

Новый период духовного бытия

Страницы всех воспоминаний о возрождении монастыря до отказа наполнены людьми: иерархи Церкви, духовенство, паломники, трудники – бесчисленное множество православного народа приняло в самое сердце дело возвращения святых мощей батюшки Серафима в родное Дивеево. Огромное количество безымянных жертвователей внесли свой вклад – деньгами или трудом – в то великолепие Дивеевской обители, которое мы видим сейчас.

3456383754.jpg

Показательна в этом смысле листовка, изданная 16 июля с благословения Святейшего Патриарха Алексия II общественным комитетом по организации перенесения святых мощей преподобного Серафима Саровского. Она была перепечатана в нижегородских газетах, а также раздавалась в храмах Нижегородской епархии: «Дорогие соотечественники! Братья и сестры! Приближается день великого духовного торжества — перенесения святых мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, крестным ходом из Москвы в монастырь в с. Дивеево. Сто шестьдесят лет назад преподобный Серафим Саровский предвидел это событие, также как великую смуту на Руси и духовное возрождение нашего Отечества после тяжких испытаний. Несколько поколений православных людей хранили в своих сердцах эту «великую Дивеевскую тайну», несмотря на то, что внешние обстоятельства ни в прошлом, ни в нынешнем веке не давали даже надежды на ее исполнение. <…> Несомненно, что это великое событие откроет новый период духовного бытия Русской Церкви и всей России». Авторы листовки призывали к всенародной помощи святому делу – личным участием, материальной помощью, реальной организационной поддержкой.

18 июля 1991 года состоялось историческое заседание Священного Синода, на котором были вынесены решения о назначении викарным епископом в Нижегородскую епархию архимандрита Иерофея (Соболева) и об открытии в поселке Дивеево монастыря. Синод постановил: «Благословить открытие Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря в п. Дивеево Нижегородской епархии». Так по неизреченному Промыслу Божию с 18 июля 1991 года было положено возобновление монашеской жизни в известной всему миру Свято-Троицкой Серафимо-Дивеевской обители.

list-075.jpg

В Дивееве эту новость получили 21 июля, в день празднования в честь Казанской иконы Божией Матери. В этом также усматривается особый Промысл Божий над Дивеевской обителью, поскольку именно с Казанской церкви, построенной святой преподобной первоначальницей монастыря матушкой Александрой в 1722 году, эта обитель начала созидаться.

 

Дивеево накануне

Что же происходило все это время в Дивееве, куда навстречу преподобному Серафиму постепенно стекались десятки тысяч людей?

До приезда святых мощей в селе была дождливая, холодная погода. А к их прибытию появилось солнце, на небе все эти дни не было почти ни облачка. Над Троицким собором засияла радуга. Священник Николай Булгаков писал в своих воспоминаниях: «За дивеевской околицей было разбито два огромных палаточных лагеря на тысячу и полтысячи палаток. Зрелище впечатляющее: чуть ли не до горизонта уходящие ряды островерхих шатров-палаток… <…> Армия разместила в Преображенском соборе, что сзади Троицкого, огромное количество коек, стоящих почти впритирку, со знакомыми по «подъемам» и «отбоям» темно-синими одеялами. Здесь ночевали только дети, старики и больные. Большие окна Преображенского храма затянуты полиэтиленом. На месте иконостаса протянута веревочка, и к ней прикреплена записка: «Женщинам входить в алтарь нельзя». Нагибаюсь под ней, вхожу. На месте престола расстелено темно-красное одеяло (не заступать). Сзади, по всем выщербленным стенам, – огромное количество маленьких, простеньких, часто бумажных иконок, и перед ними и просто так горит множество самодельных лампадок с крышками из консервных банок…»

«Счастлив всяк, кто у убогого Серафима в Дивееве пробудет сутки, от утра до утра, ибо Матерь Божия, Царица Небесная, каждые сутки посещает Дивеево!» – говорил преподобный.

list-031.jpg

Тем временем кортеж с мощами преподобного Серафима приблизился к селу Елизарьеву. Здесь эскорт встречало большинство жителей села с хлебом-солью, а вместе с ними и верующие из близлежащих сел – Круглых Панов, Трудового и Ивановского.

Тогда же, 30 июля вечером, автомобиль со святыми мощами въехал в Дивеево. «Начинается новая страница истории Дивеевской обители. Она будет иметь огромную притягательную силу для паломников, которые придут сюда почерпнуть духовное утешение и силы у преподобного Серафима», — так писал в своей книге епископ Сергий (Соколов).

 

«С этой свечкой будете встречать меня…»

Вся площадь вокруг Троицкого собора была заполнена народом, а от колокольни до паперти храма была выстлана дорожка из зелени, украшенная цветами. Крестный ход для встречи мощей вышел с хоругвями и иконами из храма и встал напротив колокольни. На первом ярусе колокольни так и висел недемонтированный ретранслятор. Две монахини несли икону Божией Матери «Умиление», а еще одна держала на красивом вышитом рушнике хлеб-соль для встречи Святейшего Патриарха. С таким же хлебом-солью стояли несколько девушек, одетых в традиционные русские сарафаны.

list-002.jpg

Крестный ход остановился возле установленного перед святыми вратами у постамента, обтянутого зеленой тканью и украшенного красными гладиолусами, на который должны были поставить раку с мощами великого праведника. Среди множества людей в крестном ходе особенно выделялась фигура дивеевского протодиакона Владимира Покровского. Он стоял облаченный в дореволюционный стихарь, красный, шитый золотом орарь и бархатную красную камилавку. В руках держал свечу, привезенную, по видимости, из Иерусалима, сверху которой была установлена небольшого размера другая восковая свеча… Как впоследствии вспоминал родной брат протодиакона Владимира, ныне митрополит Ставропольский и Невинномысский Кирилл, «это было одно из пророчеств преподобного батюшки Серафима. Еще при своей жизни отец Серафим дал свечку Прасковье Семеновне Мелюковой и сказал: «С этой свечкой будете встречать меня». На протяжении 158 лет, вплоть до нашего времени, свеча переходила от одной сестры к другой и наконец дошла до нас. Когда мощи готовились встречать в Дивееве, схимонахиня Маргарита (Лахтионова), хранившая эту свечу, отдала ее моему брату, протодиакону отцу Владимиру, который вставил ее в диаконский подсвечник и с ней встречал мощи батюшки Серафима».

list-053.jpg

 Были здесь и другие клирики Нижегородской епархии. Поодаль от них стояли две схимницы с красными гладиолусами в руках. Раздался колокольный звон… Вдалеке появился крестный ход с пасхальными песнопениями. Огромная толпа народа, среди которой выделялось множество духовенства и монашествующих, двигалась к святым вратам Дивеевской обители. Вот показалась рака с мощами святого преподобного батюшки Серафима, возвращающегося в свою родную, созданную его молитвами, трудами и слезами Дивеевскую обитель.

tild6163-6134-4864-b239-623738613066__02.jpg

Издалека было видно, что раку несут архипастыри. За святителями в зеленой мантии, белом куколе, с жезлом в руках шествовал Первосвятитель Русской Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сопровождении митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Патриарха – прим.). Поравнявшись с постаментом, архипастыри установили раку на него. Митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай приветствовал Святейшего, после чего монахиня преподнесла традиционные хлеб-соль.

list-019.jpg

После приветствий Святейший Патриарх обратился с проникновенным словом к молящимся: «Перевернута последняя страница Дивеевской летописи. Мощи преподобного Серафима Саровского прошли через всю Россию – из города на Неве через Москву, Московскую область, Владимирскую землю, Нижегородскую – и прибыли в Троицкий Дивеевский монастырь. Исполнилось пророчество великого старца». 

list-043.jpg

После краткого слова Патриарха монашествующие подняли раку с мощами преподобного Серафима, под колокольный звон пронесли ее через святые врата и установили напротив Троицкого собора. Затем был отслужен молебен. Так сбылось предсказание преподобного батюшки Серафима, сказанное им дивеевским сестрам: «О! Вот, матушки вы мои, какая будет радость! Среди лета запоют Пасху! А народу-то, народу-то со всех сторон!..»

Архимандрит Тихон (Затёкин),
наместник Вознесенского Печерского монастыря Нижнего Новгорода

В основе материала –
публикации сайта Нижегородской митрополии

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓