RSS

При поддержке Управления делами Московской Патриархии

О чем расскажет богослужебный журнал?

25.01.2018

4315746.jpg

Увлекательным и поучительным чтением могут стать пожелтевшие страницы старых книг, даже если это «всего лишь» приходской богослужебный журнал начала прошлого века. Его заполненные от руки столбцы могут рассказать о повседневной жизни обычного прихода. Как часто служили священники? Были ли у них выходные? Из каких слоев населения состоял приход? К чему призывали проповеди? На что собирали деньги в церковную кассу? Много лет работающий в архивах священник Сергий Сергеев из города Златоуст Челябинской области собирает по крупицам ценные исторические сведения. Для проведения исторического анализа на наглядном примере автор он выбрал среднестатистический городской приход Трехсвятительской церкви Златоуста, второго по величине уездного города дореволюционной Уфимской губернии. Временной промежуток – один календарный год, 1912-й.

 

Общая характеристика прихода

Довольно простую и емкую характеристику дореволюционному пониманию «приход» дает протопресвитер Г. Шавельский. Он указывает на то, что каждый приход представлял собой территориальную единицу со своим храмом и причтом. Православный приход предреволюционного времени не имел прав юридического лица. Вопрос о предоставлении ему определенной самостоятельности в делах хозяйственных, имущественных, миссионерских окончательно был решен только на Поместном Соборе 1917-1918 гг. В ближайшее же дореволюционное время приход являл собой элемент государственного аппарата. Он находился на самой низкой ступени иерархической лестницы: император – Священный Синод – епархиальное начальство (прхиерей и консистория) – благочиние – приход. Отсюда и некий «чиновнический дух» приходской жизни, характеризующийся заполнением массы журналов, протоколов и книг.

К слову следует отметить, что жалование духовенство и церковнослужители получали из разных фондов: государственного (при бедном приходе), братских доходов (при достаточном количестве прихожан) и фонда образования (за преподавание в церковно-приходских, земских школах).

 

Церковная статистика

Приход Трехсвятительской церкви Златоуста представлял собой типичный элемент крупного уездного промышленного города. Центром прихода являлся храм, носящий имена Трех Вселенских святителей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Он располагался в старой исторической части города, недалеко от городской площади и завода. Здание храма добротное, каменное. Имелась колокольня. Приписанными к храму были две деревянных часовни. На городском кладбище, находившемся недалеко от храма, действовала еще одна полноценная деревянная церковь. В приходе числилось шесть школ.

Общее число православных христиан, потенциальных прихожан, проживающих в пределах прихода, составляло 5 364 человек. Из них принадлежали к духовному сословию 40 человек, к дворянам – 145, к мещанам – 134, к крестьянскому сословию – 5 042 человека.

004.jpg

Вид на Златоустовский завод и Трехсвятительский храм. Фото Прокудина-Горского. 1909 год.

Для совершения необходимых богослужений при храме числились три священника, диакон, три псаломщика, одна просфорня. Средний возраст священнослужителей составлял 45 лет. Самому старшему – священнику первого штата – было 65 лет, младшему – 37. Средний возраст псаломщиков – 26 лет. Статус прихода по терминологии того времени – многоштатный.

Содержание духовенство получало из средств церковного фонда (братские доходы) и за преподавание в школах, относящихся к этому храму.

 

Богослужебная деятельность

Записи богослужебного журнала говорят о том, что среди духовенства Трехсвятительской церкви существовала строгая очередность служения. Приоритетным принципом в организации очередности был принцип справедливости и стремление к равномерному распределению нагрузки на священнослужителей. График был довольно мобильным и легко трансформируемым, что подтверждают сведения, относящиеся к июню, когда в храме остались всего два священника. Даже в этом случае нагрузка была перераспределена поровну.

Обратим внимание на суточный (недельный и годовой) богослужебный круг. К сожалению, на основании имеющихся данных сложно определить подробный перечень исполняемых богослужений за сутки. В подавляющем большинстве записи содержат такую формулировку: «Литургию с предшествующими службами совершил…», далее приводятся имя и фамилия священника. Особенностью является факт совершения утрени вместе с часами и Литургией в одно время, утром. Относительно недельного круга богослужений следует заметить, что в современном понимании «выходных» или «нерабочих дней» не было, духовенство служило каждый день.

001.jpg

Трехсвятительский храм в Златоусте. Фото Прокудина-Горского. 1909 г.

Замечателен с исследовательской точки зрения и богослужебный год. Кроме великих и двунадесятых праздников особо отмечались дни, посвященные тем или иным событиям царствующего императорского дома Романовых. К таким Царским дням относились даты: 6 мая – день рождения императора Николая II, 14 мая – день коронации императора, 30 июля – день рождения наследника цесаревича Алексия и т. д. В эти дни духовенство совершало в полном составе Божественную литургию и благодарственный молебен с возглашением многолетия императору и всему его дому.

 

Проповедническая деятельность духовенства

Беря в основу то положение, что проповедь является частью, продолжением богослужения, «дизайнеры» богослужебного журнала посчитали нужным сформировать определенную графу для фиксирования этого вида деятельности. Опираясь на ее данные, можно сделать следующие выводы. Во-первых, проповеди произносились духовенством только в воскресные дни и дни двунадесятых, престольных праздников, Царские дни. Во-вторых, время произнесения – после Божественной литургии. В-третьих, проповедник всегда использовал печатный источник. К таким источникам относились сборники: «Сборник кратких поучений» священника Андрея Смирнова, «Руководство для сельских пастырей», журнал «Странник», «Оренбургские епархиальные ведомости», «Душеполезное чтение» и др.

Различна была и тематика поучений. Среди прочих выделялись проповеди на апостольские и евангельские зачала, поучения о борьбе с греховными наклонностями, о почитании властей, происхождении тех или иных праздников.

 

Благотворительная деятельность

Православное нравственное богословие различает в добродетели благотворения благотворительность личную и общественную. Несомненными достоинствами последней являются планомерность ее организации и общая полезность для души как благотворящим, так и благотворимым. Когда человек совершает доброе дело, его посещает сознание того, что жертва, отданная им, есть живое христианское участие в чем-то действительно серьезном и ценном. Общественные благотворительные сборы – особая черта дореволюционной России. Активное участие в этом принимала Православная Церковь.

Приход Трехсвятительской церкви Златоуста за 1912 год провел 21 сбор и собрал для общественных нужд 65 рублей 73 копейки.  В таблице приведён перечень тех целей, на которые собирались деньги, а также суммы пожертвований.

 23134.png

Как видно из таблицы, наиболее обильными были суммы пожертвований, связанные с делами милосердия и помощью обездоленным. Очень часто пожертвования собирали в один день, после или во время богослужения, что отмечалось в сопроводительных документах.  

*

Из приведенных примеров богослужебной и благотворительной практики среднестатистического городского прихода видно, каким мощным потенциалом обладала церковная организация. Средний возраст духовенства говорит о том, что священниками становились люди молодые и энергичные, кадрового голода не было. Храм не бывал пустым, о чем свидетельствуют частые благотворительные сборы, участниками которых становились простые прихожане.

Именно благодаря такой простой форме служения, характеризующейся в первую очередь постоянством и организованностью, Церковь пользовалась авторитетом у народа, что во всей силе проявилось в революционные и постреволюционные годы. Но это уже другая история…

Священник Сергий СЕРГЕЕВ,
клирик Симеоновского храма Златоуста (Челябинская область)

Статья была опубликована в газете
«Челябинские епархиальные ведомости»

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓