RSS

При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Память пяти эпох

27.06.2014

muzey_3_595.jpg

На Форуме православной общественности Татарстана, недавно прошедшем в Казани, была озвучена необходимость развивать музейно-выставочную деятельность. Это нужно, прежде всего, чтобы «сохранить и развить духовно-нравственные традиции, а также укрепить межконфессиональное и межнациональное согласие в республике». Каким образом музей или выставка могут помочь в этом? Ответ можно увидеть в проекте музея истории христианства на Средней Волге, воплощаемый Авраамиевским храмом в городе Болгар.

В экспозицию музея войдут пять макетов храмов разных эпох. С наступлением лета начались работы по сооружению макетов, одновременно происходит и то, что не видимо глазу. Появляются инициативные люди, готовые внести свою лепту в становление музея. Экскурсоводы встречаются с учеными, деятелями культуры, черпают их опыт, собирают и систематизируют уникальный материал, который ляжет в основу экскурсий. Кроме прочего, нужны люди, способные в короткие сроки возвести пять храмов. Не иначе, как промыслом Божиим, в Болгар со своей многодетной семьей переехал верующий человек, много лет занимающийся реконструкцией исторических сражений. Своими руками он делает макеты танков почти в настоящую величину, копии военного обмундирования и оружия. Строить здания раньше ему не приходилось, но, имея талант от Бога, вот уже несколько месяцев он выполняет все необходимые столярные работы.

DSC_0049.jpg

Сначала появились рабочие копии из картона. Из рабочих макетов они превратятся в сооружения высотой пять-семь метров. Храмы для экспозиции музея выбраны не случайно – каждый является символом определенной эпохи. Например, очень красивая по архитектуре греческая базилика представляет эпоху именьковской культуры.

О временах Булгарского государства напомнит макет знаменитого храма Покрова на Нерли. По легенде, содержавшейся в житии благоверного князя Андрея Боголюбского, белый камень для постройки церкви был привезен из Волжской Булгарии.

Мало кто знает, что при золотоордынских ханах началось становление христианства в Поволжье. Хан Батый уравнял положение ислама и Православия. О тех временах в сознании людей укрепился стереотип «Золотая Орда – иго», однако изучение истории не позволяет давать столь однозначные оценки этому периоду. Точно можно сказать, что национальной вражды между русскими и татарами не было. Например, благодаря археологическим исследованиям стало известно, что в Золотой Орде были распространены два вида захоронений: один — на кладбище, где погребались русские переселенцы, выведенные ханом Батыем из Орды и освобождённые от уплаты налогов. Другие – за территорией кладбища. Уже в эпоху Булгарского государства в регионе начинается апостольская проповедь, распространяющаяся на восток. Первая ступень на этом пути – Среднее Поволжье.

В золотоордынский период в этих местах была весьма представительной армянская диаспора, памятники армянской храмовой архитектуры XIII-XIV столетий сохранились до наших дней и сейчас входят в государственно-архитектурный музей-заповедник. Самыми крупными храмами в Золотой Орде были именно армянские. Макет такого храма тоже в скором времени займёт своё место в экспозиции Музея истории христианства.

Центр среднего Поволжья XVI – начала XX веков – Казань. Поэтому христианство эпохи Московского царства и Российской империи представит Благовещенский собор Казанского кремля.

Советскому периоду и современной истории посвящен последний раздел экспозиции музея. В регионе впадения Камы в Волгу единственным действующим храмом оставалась Троицкая церковь в селе Новомордово. После строительства Куйбышевской ГЭС храм перенесли в город Куйбышев (ныне Болгар) и разместили в нем клуб. Удивительно, что крепкое здание церкви, до того много лет являвшееся местом богослужений, после такого надругательства за несколько лет сгнило.

– Основная миссия Церкви заключается не в открытии музеев. Она должна быть солью земли, нести правду о спасении. Музей внутри приходского миссионерского отдела как раз будет нести в мир эту правду, будет свидетельствовать о Христе и Его проповеди, прежде всего, детям, – считает идейный вдохновитель музея протоиерей Владимир Головин. – Ученики воскресной школы, средних учебных заведений близлежащих городов смогут ознакомиться с историей Церкви, родного края не по учебникам, в которых порой не всё соответствует истине. Наша задача – не донести до людей, в каком году, при каком правителе построен храм, а пробудить в них духовный интерес, затронуть струны души, заставить задуматься.

По его мнению, музей может внести свою лепту и в созидание мира на земле Поволжья: «Татарстан – это маленький макет России с большим разнообразием религий и наций. Мусульмане, православные, иудеи, католики… И при этом опыт показывает, что у нас никогда не было религиозных распрей. Так вот, музей призван свидетельствовать и утверждать дружбу народов».

В основе материала –
публикация 
сайта Татарстанской митрополии

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓