При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Игры нескучных выходных

02.01.2018

9994354х.jpg

Для кого-то длинные январские выходные – лишь повод выспаться и отдохнуть от рутины бесконечных рабочих будней, для других это еще и уникальная возможность пообщаться с родными, провести время с детьми, вместе помолиться, поговорить, поиграть. Чем можно заняться в кругу семьи, собравшейся вместе зимним вечером? Что сможет отвлечь и детей, и взрослых от экранов всевозможных гаджетов, которыми сейчас люди отгораживаются друг от друга, словно забором, даже если находятся рядом друг с другом? Об этом рассказывает Екатерина Луговая.

 

Игры-выручалочки

Помните детскую игру «Да и нет не говорить, в черном, белом не ходить»? В детстве мы часто играли в нее на семейных праздниках, а поводов собирать гостей было много: шестеро детей, то есть шесть дней рожденья в год, я молчу про дни Ангела. Ну, и конечно, Рождество и Пасха... А еще проводились домашние концерты, когда объединялось несколько семей, и под руководством домашнего репетитора по фортепьяно дети играли, читали стихи, пели...

Прошло много лет, и вот у меня уже двое детей. В «да и нет не говорить» в семье играли в младшем и среднем школьном возрасте, а я решила попробовать сыграть с четырехлетним сыном. Правила просты: ведущий задает вопросы, ребенок отвечает, но так, чтобы не употреблять «да», «нет», «черный», «белый». Например:

– Вы поедете на бал?

– Конечно!

– Вы наденете шляпу?

– Наверное...

Далее ведущий продолжает задавать вопросы про одежду, про то, кого пригласить, на чем поехать, какого цвета туфли и т. д., пытаясь подловить игрока и заставить его произнести запретные слова. Можно использовать разные стратегии, например, сначала отвлечь игрока простыми вопросами, не требующими запретных слов в ответе, а потом неожиданно спросить что-то провокационное. Вот пример диалога, который может получиться:

– Вы поедете на бал?

– Наверное.

– А на чем поедете?

– На карете.

– А с кем поедете?

– С папой.

– Наверное, на тебе будет очень красивое платье?

– Да. ОЙ!!!

Когда четырехлетняя кроха начинает придумывать и обходить так или иначе запретные слова, это очень интересно наблюдать.  А уж когда вслед за старшим братом и трехлетняя сестра начинает так же искать пути обхода! Дети любят побыть и водящими – как же мастерски они задают вопросы и ловят родителей! В общем, эта игра нас спасает, когда надо быстро всех одеть, а дети скачут и визжат, а также в дороге, в магазинах, в очередях. Игра-выручалочка, одним словом.

453453433.jpg

Еще одна такая выручалочка, в которую можно играть даже с годовалым, – «Летают – не летают». Дети/ребенок ставят вместе с взрослым указательные пальцы на ладонь (все на одну), взрослый поднимает палец вверх и говорит:

– Ласточка летает…

Все должны тоже взмахнуть пальчиками.

– Самолет летает…

– Стрекоза летает…

– Скамейка летает (водящий взмахивает, а дети должны оставить пальцы на месте).

По аналогии можно придумать «Ходит – не ходит», «Плавает – не плавает» и т. д.

Если приходится днями сидеть дома из-за непогоды или болезни, есть замечательная игра «Я вижу что-то...». В нее можно играть с двух-трех лет. Вся семья собирается у окна, и каждый по очереди говорит, что он видит, не называя предмета. Например: «Я вижу что-то высокое». Остальные пытаются угадать, что же это (дерево, дом, фонарь...).

– Я вижу что-то зеленое...

– Трава!

– Я вижу что-то кирпичное...

– Дом!

– Я вижу что-то белое...

– Облако!

 

Праздничные игры

«Фанты», «Мафия», «Контакт», пантомимы – во что мы только не играли на семейных праздниках. И даже в «Морской бой»! Мы чертили по пять-шесть полей каждый, и надо было следить и отмечать состояние каждого поля. А недавно я вспомнила, как мальчишки и в школе, и дома резались в «Танчики», и решила попробовать поиграть с сыном пяти лет. Правила такие: на листе бумаги рисуем три танка (квадрат и дуло), на другой стороне – еще три танка противника. Для отличия лучше, чтоб они были нарисованы разными цветами. Игроки по очереди «стреляют» ручкой, заставляя стержень скользить по бумаге, там, где черта обрывается, ставим жирную точку («стрелять» надо в сторону противника), и ходит второй игрок. Цель – подстрелить танк соперника, попав в его последний «выстрел».

И не надо забывать про «крестики-нолики», пять лет – отличный возраст для этой игры!

«Шахматы развивают мозг», – так говорит сын, когда мы с ним садимся за очередную партию. В детстве мы с сестрой сидели рядом с играющими в шахматы папой и братьями, но и у нас была своя игра: «съеденные» фигуры превращались в кукол, принцесс, свиту (правда, без короля), цирковых лошадей...

88435.JPG

Если игрушки надоели, можно поиграть с детьми в театр теней. Для этого нужно всего лишь выключить свет, взять фонарь, а дети могут выступать в роли актеров – то больших и ужасных, то маленьких-маленьких, все зависит от освещения!

«Идет коза рогатая за малыми ребятами» – это помнят все! В Японии есть аналог этой игры, только безымянный и средний палец упираются в большой, и ваша рука становится неким добрым существом, которое может говорить. Об этой игре мне рассказала студентка из Японии, которая училась со мной в институте. С детьми я играю так: две руки – два существа, мы их назвали Зюзя и Кузя. Они наши верные друзья и помощники во всем! Поют песни, рассказывают сказки, даже мультик могут вместе посмотреть!

А как не вспомнить всеми любимую игру «Съедобное-несъедобное»! Правила просты, но дети готовы играть и играть в нее. Из игроков (их может быть сколько угодно, но не меньше двух) выбирается ведущий. Он становится напротив остальных и поочередно каждому из них кидает мяч (это может быть мягкая игрушка, если играть дома), называя любое слово: пиджак, скамейка, булка, яблоко... Если названный ведущим предмет съедобен, игрок ловит мяч руками, а потом возвращает его ведущему. Если слово «несъедобное», то мячик надо отбить. Участник, неверно отреагировавший на слово, меняется с ведущим местами.

 

Почитаем?

Вспоминая детство, удивляюсь, сколько же мы читали. Семейные вечера, как правило, сопровождались чтением вслух.  На праздниках взрослые часто давали задание поставить спектакль, и мы минут за тридцать готовили и показывали кукольный спектакль по сказке «Кот в сапогах» или какой-нибудь другой.

Сын с самого рождения любил слушать стихи Агнии Барто, Самуила Маршака, любил пушкинских «Медного всадника» и «Евгения Онегина». Затихал, слушал ритм, и, наверняка, восхищался онегинской строфой. 

43536432.jpg

Когда ему было четыре года, бабушка подарила малышу «Детскую Библию». Тогда уже он был немного знаком с Ветхим и Новым Заветами –  как раз вышла детская аудиоэнциклопедия «Вера и Фома». Он радостно узнавал фразы и имена, удивлялся, а потом сказал, что Библия – это главная книга.

 

Дорасти до Рождества

Помню, родители уходили на ночную Рождественскую или Пасхальную службу вместе со старшими, нам же оставалось только мечтать, когда и мы, наконец, дорастем. И, о чудо, лет в шесть меня первый раз взяли на ночную службу; за час до выхода мы учили тропарь праздника Рождества Христова, старшие дети учили младших, а потом все радостно пели в храме, славя Господа.

 

Рисуем сказку

Конечно, дети любят рисовать и слушать сказки, и как-то раз я решила объединить то и другое: рассказывала и рисовала основные моменты (как комикс). Например, «История одной семечки» или «Сказка про любопытное облачко». Не надо быть великим художником, чтоб нарисовать семечку, которую посадили в землю, и появился первый росток... После нескольких рисованных сказок старший брат (5 лет) сам рисовал и рассказывал своей младшей сестренке уже им придуманные истории. При том, что ни на какие кружки по рисованию и творчеству мы не ходим, а рисуем исключительно дома и преимущественно каляки-маляки.

32320054.jpg

А еще из этих самых каляк могут получаться удивительные картинки: ребенок рисует какую-нибудь закорючку, а уж папа или мама дорисовывают... Для малыша это преображение – вроде маленького волшебства, и он сам учится воображать и фантазировать.

 

Игры и звуки

Мой старший брат в музыкальной школе учился игре на флейте. Когда он заучивал дома то или иное произведение, для нас, малышей, было огромной удачей пробраться в комнату, сесть в уголок и рисовать под волшебные звуки флейты.

43453455.jpg

Есть замечательная песенка «У оленя дом большой», которая актуальна от рождения и до пяти-шести лет. Дети поют вместе со взрослым и повторяют движения. А текст такой:

У оленя дом большой, (складываем руками над головой крышу дома)
Он глядит в свое окошко: (показываем руками перед собой квадратное окно)
Заяц по лесу бежит, (изображаем бег на месте)
В дверь к нему стучит: (изображаем стук кулаком в дверь)...

Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой!
Заяц, заяц, забегай,
Лапу мне давай.

Быстро дверь олень открыл,
Зайца в дом к себе впустил.
Заяц-друг, не трусь теперь,
Мы закроем дверь!

Ой-ой, страшно мне,
Что-то мне не по себе.
Сердце в пятки всё ушло
И не отошло!

Ты не плачь, зайчишка мой,
Я гляжу в свое окошко.
Убежал охотник злой,
Посиди со мной.

Да, да, посижу,
Я уж больше не дрожу,
У меня прошел испуг.
Ты хороший друг.

 

Игра – забота взрослого

Во что бы ни играли дети, важно, чтобы взрослые принимали участие. Порой странно слышать: «Моя дочь совсем не играет в куклы» или: «Сын не любить лепить». Мало купить игрушку и поставить на полку –  надо играть вместе, разыгрывать сценки, ставить кукольные спектакли (сценой может послужить гладильная доска, занавешенная простыней), пусть пятнадцать, двадцать, тридцать минут в день, но время от времени возвращаться к игрушке.

9945.jpg

То же можно сказать и про лепку, рисование, вырезание. Сам ребенок лепить не сядет, или ему скоро наскучит это занятие. Но ведь можно научить его катать колбаски или колобки, а потом с помощью крупы сделать рожицу. А когда один ребенок начнет учить другого, как лепить ложечку, или два часа подряд они будут показывать друг другу спектакли – вот где награда за ваши старания!

Екатерина ЛУГОВАЯ

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓