Битвы солнечных зайчиков

09.08.2014 Душа поет от радости, что есть такая красота и удивительные места, такие зелень, небо, река, такая широта.

Священник появился как раз вовремя. Ребятня, не пожалев босых ног, ринулась к нему наперерез через только что остриженное поле. Остаток солнечного диска на секунду замер на горизонте, готовый провалиться за Оку, а со всех сторон уже неслось: «Батьшка, пойдемте к нам!.. Батьшка, очень страшно!.. Это все белый человек без лица, приходит прям сквозь окно!.. Батьшка, уснуть не можем!.. Деток забирает и не возвращает!.. Батьшка!..»

Через несколько минут отец Антоний, захватив все, что нужно, буквально мчался в окружении десятка мальчишек в домик третьего взвода. Суровые воины в камуфляже от восьми до одиннадцати лет, отважно падавшие в крапиву во время атак и отжимавшиеся без единого стона за любую провинность, не смогли «переварить» традиционные лагерные страшилки. В советских пионерских лагерях священников не было, и нам приходилось справляться с черной рукой, зелеными глазами и летающим гробом самостоятельно. А тут – несколько успокаивающих взмахов, летящие в разные стороны капли святой воды и короткая молитва. И все: маленькие воины спят, чему-то улыбаясь во сне, и, как защита уже от реальных нежданных гостей, на их окне колышется надежно приклеенный листок: «Девушки, до свидание и атстаньте!»

«Девушки, до свидание и атстаньте!»

Территория военно-православного лагеря «Русичи» постепенно погружается в темноту. «Первый взвод, ааатбой!», – доносится запоздалое. Уже едва различимы сторожевые башни, построенные в древнерусском стиле, замер кран на стройке плотины, зевнул и прикрыл глаза пес охраны. Между домиками, в которых спят дети, и храмом святой равноапостольной княгини Ольги, что стоит посреди лагеря и виден из каждого окна, бесшумно передвигаются сестры недавно возрожденного в Москве Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Они здесь впервые, в отличие от многих маленьких солдатиков, которые каждое лето превращают эту часть рязанской земли в мир войнушек, народных игр и детского счастья.

Маленькие солдатики каждое лето превращают эту часть рязанской земли в мир войнушек, народных игр и детского счастья.

Сестра Ольга, насельница Алексеевского монастыря:

– Это действительно райский уголок. И жалею, что долго не могла выбраться сюда. Теперь, надеюсь, будем здесь часто. Душа поет от радости, что есть такая красота и удивительные места, такие зелень, небо, река, такая широта. Мы почувствовали себя дома. Дети знают множество песен о войне, знают историю, искренне трудятся, когда зовем их на помощь, – ни у кого на лице нет ни тени неудовольствия или огорчения. Надеюсь, это будет настоящий духовный оазис.

Сестры приехали накануне дня памяти святой равноапостольной княгини Ольги, чтобы подготовить храм к престольному празднику.

Сестры приехали накануне дня памяти святой равноапостольной княгини Ольги, чтобы подготовить храм к престольному празднику. Богослужения здесь совершаются нечасто, преимущественно летом. Служить приезжают священники из расположенного рядом Иоанно-Богословского мужского монастыря и храма Казанской иконы Божией Матери в селе Константиново. В деревянном уютном здании через несколько часов впервые совершат службу по монастырскому уставу, а в будущем храм и территория вокруг станут полноценным подворьем Алексеевского монастыря.

Татьяна Дорохова, помощница игумении Алексеевского ставропигиального женского монастыря Ксении (Чернеги):

– Это наше становящееся подворье, раньше сюда приезжали отдыхать прихожане храма Всех Святых в Красном селе. Место находится в трех километрах от родины поэта Сергея Есенина. И когда возродился монастырь, эти угодья нам и передались. Пока сестры только будут приезжать, сколько их благословят – столько и будут тут находиться. История Алексеевского монастыря очень сложная. Он появился на месте Зачатьевской обители в XIV веке, в результате исторических перипетий переехал на тогдашние задворки Москвы – в Красное Село. Монастырь был огромный. Но к 1991 году, когда настоятелем прихода в Красном Селе назначили отца Артемия Владимирова, от монастырской жизни, конечно, ничего не осталось. И лишь двадцать лет спустя Патриарх благословил создание сестрической общины, которая просуществовала три года, и теперь это снова монастырь.

Все тут чувствуют себя детьми в самом хорошем смысле этого слова.

Утренние лучи скользят по мячу, оставленному на полянке. Сестры давно на ногах, а дети еще спят: вчера они сначала сражались в лазертаг (военно-тактическая игра с применением лазерного оборудования), а потом до полного изнеможения играли в лапту. Возрождение народных игр – одно из направлений лагеря «Русичи». Лапта, свайка, закрутиха – каждый день здесь листают страницы прошлого, погружая детей в русскую культуру.

Утреннее короткое правило в храме – обязательное начало каждого дня. А вот в праздник святой равноапостольной княгини Ольги всех ждало особое торжество – туда приехали пять священников, в том числе протоиерей Артемий Владимиров и священник Антоний Сенько – тот самый, что спасал вечером детей от страшилок про белого человека. Утреня завершена, и в храме постепенно появляются первые проснувшиеся. Сестры скромно стоят в уголке, а мимо них течет вихрастый ручей из камуфляжных футболок, штанов, загорелых рук и ног. Ближе к отцу Артемию ручей становится более оформленным, тихим и строгим. К исповеди подходят все: от семилеток до старших подростков.

К исповеди подходят все: от семилеток до старших подростков.

Отец Антоний Сенько, настоятель Сергиевского храма в селе Трубино Московской области:

– Узнав о клубе «Русичи», мы решили троих своих мальчишек оторвать от сердца на две недели. Очень волновались с матушкой, конечно, но, узнав, что духовником лагеря является отец Артемий, успокоились. Правда, непонятно было, как могут ужиться монастырский покой и тишина с атмосферой военного лагеря. Но я вижу, что здесь все очень гармонично. Сердце каждого человека наполняется чем-то таким, что все тут чувствуют себя детьми в самом хорошем смысле этого слова.

Сестры скромно стоят в уголке, а мимо них течет вихрастый ручей из камуфляжных футболок, штанов, загорелых рук и ног.

Протоиерей Артемий Владимиров, духовник и старший священник Алексеевского монастыря:

– Не зря святая Ольга именуется мудрейшей из русских жен. Немногословная, молитвенная, мудрая, мужественная. Ее образ очень важен для современной христианки. Святая Ольга не боялась взять на себя инициативу. Оставшись вдовицей, она стала управлять Киевской Русью без страха и упрека. Она заложила зачатки русской монархической государственности. Месть святой Ольги древлянам относится к языческому периоду ее жизни – да, она отомстила, по преданию, тем, кто без суда и следствия, как бы мы сегодня сказали, подверг казни ее мужа, со своей стороны превысившего полномочия при сборе дани. Но позже, прибыв в Константинополь и приняв от рук Византийского Патриарха крещение, она, как губка, впитывала в себя слова назидания. Впоследствии и князь Владимир также изменится под воздействием благодати крещения. Святая Ольга возвысилась над языческими сословными представлениями, она вышла из сумрачного мира многобожия и, став просвещенной христианской правительницей, явила в своем лице замечательное сочетание строгости и мягкости, грозы и штиля, все подчинила главному: служению Богу и отечеству.

Столько священников в своем небольшом храме дети видели впервые.

Кроме отца Антония и отца Артемия почтить святую Ольгу и послужить в этот день приехали игумен Сергий (Гайдук) из Иоанно-Богословского мужского монастыря, настоятель Казанского храма села Константиново протоиерей Александр Куропаткин и игумен Лука (Степанов), настоятель Спасо-Преображенского Пронского мужского монастыря. Столько священников в своем небольшом храме дети видели впервые. В церкви – идеальная тишина. Даже не верится, что все четыре взвода здесь, на месте, готовятся к принятию Святого Причастия, чинно и с достоинством подходят к чаше и сосредоточенно потом внимают проповеди отца Артемия.

Все четыре взвода готовятся к принятию Святого Причастия, чинно и с достоинством подходят к чаше

Протоиерей Артемий (Владимиров), духовник и старший священник Алексеевского монастыря:

– Отрадно сегодня совершать Божественную литургию в храме святой равноапостольной княгини Ольги, уже под покровом Алексеевской женской обители, к которой приписан этот благодатный уголок рязанской земли. Хочу отметить достойное поведение детей – русичей – которые просто превратились в горящие свечечки и в вербочки. И я уже не могу поверить, что эти дети когда-то могли обозвать друг друга или подраться. Солнечные зайчики! Мотыльки! Я уверен, эта смена достойно завершит свое военно-патриотическое обучение и будет готова защищать военные пределы России. Разрешите выразить благодарность от имени всех батюшек тем, кто тут трудится, молится, отдыхает и учится.

Камуфляжный ручей широкой рекой выплескивается на улицу и растекается по территории в ожидании крестного хода.

Камуфляжный ручей широкой рекой выплескивается на улицу и растекается по территории в ожидании крестного хода. Солнце уже основательно припекает. Дети рассказывают, что у домика директора – самая вкусная смородина, что в кино на днях смотрели фильм про Гагарина, что у лапты сложные правила, что за драку приходится 50 раз отжиматься, что в столовой дают добавку, что маленьким здесь положена забота, а старшим – почет и уважение. 

Крестный ход получается довольно веселым.

Крестный ход получается довольно веселым. Все священники по очереди кропят детей и взрослых, капли воды блестят на солнце, русичи улыбаются, а в завершение отец Артемий неожиданно хватает ведро воды и выплескивает его на тех, кому повезло стоять рядом. Громкое «оххх!» прокатывается в толпе, и дети взрываются дружным смехом.

Отец Александр Куропаткин, настоятель храма Казанской иконы Божией Матери в селе Константиново:

– Все были бодрые, мне очень понравилось, что была полная служба. Почаще надо устраивать. Хорошее настроение, несмотря на загруженность. Несмотря на усталость, я очень приятно чувствую себя при таком солнечном сиянии. Этот лагерь я хорошо знаю, ребята приезжают к нам в Константиново, я их исповедую и причащаю. Недавно было пятьдесят человек у меня. Последние заезды – такие хорошие ребята!

Храм святой равноапостольной княгини Ольги

После крестного хода ребята растворяются на территории. Впереди – ежедневный конкурс на лучшую После Причастиякомнату: лидеров беспорядка ждут отжимания, а самых аккуратных – драгоценное личное время. После – поездка в Иоанно-Богословский мужской монастырь на святой источник. Сестры и батюшки собираются на трапезу, а рядом со мной вдруг возникает белобрысый мальчишка с иконкой святой Ольги, на обратной стороне – послание отца Артемия.

– Скажите, пожалуйста, а что здесь написано?..

Спотыкаясь о некоторые старославянские слова, объясняю: «Тут про мир в душе. Если внутри у тебя все будет правильно устроено, ты сможешь многое сделать в мире внешнем, и многое будет тебе по плечу». – «И в лазертаге буду выигрывать? И прям все жизни при мне останутся?» – «И в лазертаге тоже». – «Урррааааа!» – и будущий защитник отечества, сверкая голыми пятками, бежит сообщить эту потрясающую новость друзьям по взводу.

Валерия ПОТАПОВА

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓