Активный прихожанин или активист корпоративной культуры?

Активный прихожанин или активист корпоративной культуры?

14.08.2013

Основной тон комментариев к статье о том, кого можно называть активным прихожанином, сводился к тому, что в ней изложены очевидные и всем понятные вещи, которые бессмысленно озвучивать лишний раз. Что взаимное общение и деятельность для членов прихода, несомненно, необходимы и повторять это лишний раз вроде как даже и излишне. Типа все всё и без того понимают.   

Но раз уж я открыл рот и заговорил, позвольте мне сказать ещё буквально пару слов. Перечитывая статью, я обратил внимание, что, как обычно, упустил самое важное, самую главную связь между теми людьми, которые составляют приход - ту связь, с которой всё должно начинаться и на которой по идее, всё и держится, которая предшествует совместным делам, общению и даже отношениям.

Ведь сколько бы ни было слов о системе связей, о неравнодушии друг ко другу – должно быть и что-то иное, специфические христианское. Связи между людьми есть везде – среди соседей, среди соратников по всяческой борьбе и компаньонов по отдыху, даже среди тех, кто в одном трамвае на работу ездит. А уж какие многолетние, почти нерушимые связи образуют те, кто годами рядом сидят за одной партой, за одним компьютером или за соседними прилавками – всякий знает. Куда там прихожанам.

Более того, в продвинутых трудовых коллективах предпринимаются вполне осознанные и руководством оплачиваемые меры по наработке, укреплению и поддержанию этих связей, ибо руководство кровно заинтересовано в том, чтобы сотрудники друг о друге заботились, были друг другу важны и расставались не так просто. Мероприятия самые разнообразные – от совместного распития на новый год и в день рождения начальника до столь же общей кровосдачи в день донора.

Но есть важнейшая разница между «активными прихожанами» и активистами корпоративной культуры. Разница чисто внешняя, которую может заметить даже и сторонний наблюдатель. Во всём, что делают вместе и друг для друга коллеги, друзья, любители совместного отдыха или члены одной тусовки нет того, что обязаны делать прихожане.

Прихожане друг за друга молятся. Не только вместе молятся, сойдясь в храме в установленное время для богослужения, но именно друг за друга и именно сами. Это в какой-то степени предшествует «системе связей», общим делам и служениям. Это то, что держит людей вместе, даже если они друг от друга культурно или социально далеки, даже если просто мало знакомы между собой.

Это же, кстати, по идее, должно отличать «православный рабочий коллектив» от светского. Если люди вместе работают в конторе, которая торгует православной литературой, выпускает миссионерский журнал или отливает колокола для храмов,  и не молятся друг за друга ‒ это не православный коллектив, а просто люди, которые работают в определённом сегменте рынка.

Возможно, я чего-то важного не знаю или как-то неправильно устроен, но собственная личная молитва за ближних куда более способствует христианскому отношению к ним, нежели обезличенное поминовению в храме по списку, а то и просто единым духом «за вся ны».  Если будет молитва, то всё остальное тоже подтянется – будут и отношения, будет и забота друг о друге, будет даже и в каком-то смысле равенство: на молитве все равны, как в бане. Не на богослужении, на котором можно зевать, разглядывать окружающих или отсутствовать иным способом, а именно на личной молитве. Если я молюсь ежедневно за человека, то я не могу быть к нему равнодушен. Более того, древний способ научиться прощать заключается в том, чтобы начать молиться за обидчика.

Как именно это организовать священнику – путём призывов и проповедей, путём раздачи указаний, разбором записок с именами после вечернего богослужения – вопрос десятый, каждый свою паству знает и способ найдёт. Будет ли молитвенный вздох о ближнем частью ежедневного правила или какой-то иной практикой – опять же не так важно. Важно постоянство, существенен контроль со стороны духовно опытных людей, но сам принцип, думаю, именно таков: прежде всяких связей и параллельно им, вне прямой связи с богослужением и приходскими служениями, независимо от должности, вклада в приходскую кассу или любых иных обстоятельств все, кто претендует на статус прихожанина, обязаны молиться друг за друга.

«И всё, что ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф. 21. 22).

Владимир Берхин

Фото Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.