ПРИХОД И СЕМЬЯ
ПРИХОД И СЕМЬЯ

ПРИХОД И СЕМЬЯ

08.07.2013

Часто говорят о том, какую роль в жизни церковной общины играют отдельные прихожане и их семьи. Родной приход — место раскрытия самых разнообразных наших талантов. Ольга ГУМАНОВА задается вопросом: а как работает обратная связь? Если муж и жена — активные прихожане, как это влияет на их отношения, как отражается на жизни семьи? 

В наши дни  человеку в большом городе легче прожить в одиночку, чем затеять семью как долгосрочное предприятие. Люди все реже вступают в брак из житейских соображений, как в «старые добрые времена», когда для щей женились, а для мяса замуж шли. Зато чувства и единомыслие вышли на первый план.

Для того, чтобы мужчина и женщина сегодня создали семью, им недостаточно просто любви — нужна еще некоторая  общая идея. А идеи имеют такое свойство: им для жизни не хватает всего лишь двух умов, они призваны овладевать массами. Идеям нужна среда, в которой бы их генерировали, обсуждали, где они могли бы расти и развиваться. И церковный приход с живой общиной очень даже может стать таким местом.

Есть мнение, что разные приходские кружки с богословскими диспутами, паломническими поездками и праздничными трапезами нужны только совсем юным и только для того, чтобы  познакомиться с будущими спутниками жизни, пережениться, родить детей и засесть дома. А взрослым в их большой жизни приходские посиделки ни к чему — серьезными делами нужно заниматься, а не чаи гонять.

Но, как показывает жизненный опыт, это отнюдь не так.  Юный прихожанин мобилен, он может поехать сегодня в один храм, завтра — в другой, если там будет организовано интересное православное мероприятие. А вот семье с несколькими детьми это будет гораздо сложнее, так что им по мере роста «малой церкви» очень желательно найти себе постоянное место и для молитвы и участия в Таинствах, и для культурной жизни. И в идеале еще хотелось бы, чтобы оно было рядом с домом.

В наше время, когда желание иметь рядом с собой единомышленника становится одной из главных и, может быть, даже самой главной причиной создания семьи, ситуация, когда «не о чем говорить», представляет для брака серьезную угрозу. Такую же, как, например, если бы патриархальный крестьянин выбирал себе невесту, способную вести сложное хозяйство, а потом вдруг оказалось, что она не может ни хлебы месить, ни корову доить. А для того, чтобы говорить было о чем, семья должна быть связана с широким кругом единомышленников, через который приходят новые идеи, мысли и темы.

Человек, равно как и семья, не может, воцерковившись, раз навсегда осмыслить весь мир с православной точки зрения и остановиться на этом. Воцерковляться и переосмысливать — это пожизненная, непрекращающаяся работа.  И в общине она совершается эффективнее и легче.

Что же  происходит с супружеской парой, когда они не просто пара, а активные прихожане, члены многочисленной общины? Они получают массу преимуществ по сравнению с парами, которые «сами по себе». У воцерковленной и входящей в общину четы есть большая референтная группа единоверцев и единомышленников, в которой можно обсудить разные вопросы. В принципе не может возникнуть проблема «не о чем говорить» - говорить всегда есть с кем и о чем, к семейному обеду всегда поданы свежие идеи.

Дети в общине тоже получают массу преимуществ, потому что ребенку для благополучного роста и развития нужно иметь перед глазами большое количество моделей взрослой жизни, а современная семья редко может это обеспечить: большинство современных молодых супругов — единственные дети своих родителей, и их чада растут без родных дядь и теть.  А на приходе можно встретить ближних в «широком ассортименте»: вот многодетный священник, вот постоянный прихожанин-бизнесмен, прихожанка-врач, знакомая монахиня, крестный-путешественник — выбирай на вкус, с кого делать жизнь!

Социологические исследования показывают, что один из главных запросов общества к Церкви сегодня — это чтобы на приходе что-то обязательно делалось для детей и молодежи,  потому что по отдельности семьи с воспитанием не справляются. А семья без общины и не может с этим справиться, потому что воспитание — слишком тяжелая для пары и уж тем более для одинокой мамы задача. Тут нужно браться «всем миром», но люди в больших городах чрезвычайно разобщены, и потому возлагают большие надежды на ближайший церковный приход как на один из немногочисленных сохранившихся общественных институтов, способных людей объединять.

Конечно, церковный приход может стать местом неправильного и опасного приложения сил, разрушительного для семьи. Например, если жена с головой погружается в церковный активизм, в бесконечные приходские послушания и дела, отодвигая мужа на второй план.  Но здесь виноват не приход, а конкретный человек. А если община — здоровый организм, то там в подобной ситуации дадут понять, что хорошо бы не только до блеска натирать подсвечники, но хотя бы иногда заглядывать домой.

Ольга Гуманова


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Автономная некоммерческая организация «Делай благо»
Свидетельство о регистрации юридического лица №1137799022778 от 16 декабря 2013 года
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971 ОГРН 1027700067328 БИК 044525593 корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82,  (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.

Яндекс.Метрика