Архимандрит Тихон (Шевкунов) о "черном труде", жизни в Церкви, главной драгоценности общества и ревизии пантеонов

29.03.2013

28 марта множество людей собралось на встречу с архимандритом Тихоном (Шевкуновым), наместником московского Сретенского монастыря, автором одного  из наиболее популярных литературных произведений, созданных в России за последние годы, - книги «Несвятые святые». Встреча прошла в исторической резиденции Московских митрополитов в рамках «Илиинской гостиной».

IMG_1970.jpg

Уютный зал не вместил всех пришедших – немалая их часть разместилась в коридоре, куда была проведена видеотрансляция. Казалось, еще вот-вот – и «галерке» придется занять места где-то возле крыльца. Впрочем, столь тесное соседство участников не помешало продолжительному и живому общению отца Тихона с аудиторией - практически все собравшиеся остались до конца. Гость «Илиинской гостиной» решил не читать лекцию, а ответить на вопросы слушателей. Такая форма общения оказалась очень востребованной, и поток записок не прекращался все два с половиной часа встречи. 

IMG_2005.jpg

«Черный труд», он же благодатное послушание

Было видно, что есть темы, которые архимандрит Тихон непременно хочет затронуть вне зависимости от того, спросят о них или нет. Так, в кратком вступительном слове отец Тихон разъяснил суть служения «церковных чиновников», которыми он в шутку назвал себя (он занимает пост ответственного секретаря Патриаршего совета по культуре) и присутствовавшего на встрече настоятеля Илиинского прихода архимандрита Савву (Тутунова), заместителя управляющего делами Московской Патриархии. Архимандрит Тихон подчеркнул, что административные послушания – тяжелые, но необходимые для Церкви, и призвал мирян с пониманием относиться к тем, кто их несет: «Если бы нам с отцом Саввой, когда мы только мечтали о монашестве, сказали, что мы станем „церковными чиновниками“, мы бы содрогнулись и сказали: „Только не это!“. Это тяжелое послушание и, наверное, не желаемое никем из монахов. Но нужно кому-то это делать. Нужно координировать жизнь такого огромного организма, как Русская Православная Церковь. Надо заниматься этим "черным трудом". И примером для нас является Святейший Патриарх. Мы видим его духовную жизнь -  как он служит, как и сколь много он молится. То же самое делал и Святейший Патриарх Алексий. Рабочий день у него начинается ранним утром, а заканчивается далеко заполночь (и это только то, что мы видим!). Однажды я видел, как к нему везут два чемодана бумаг…».

IMG_2009.jpg

«Это послушание нежеланное, но все равно благодатное, и в нем чувствуешь помощь Божию», отметил отец Тихон и выразил надежду, что миряне будут с большим пониманием и сочувствием относиться к церковной администрации после того, как больше узнают о ее работе.

Вопросы от слушателей приходили самые разные – от сугубо духовных (о том, как часто надо причащаться), до бытовых (можно ли добавлять в пищу растительное масло во время поста или читать «Гарри Поттера»); одиннадцатилетний мальчик спросил, как перестать играть в компьютерные игры, а студентка ВГИКа – стоит ли церковному человеку заниматься киноискусством. Многие из затронутых тем вызвали живой отклик зала.

IMG_2065-Edit.jpg

О сумме пожертвований на приход

«Это вопрос сложный – считает  наместник Сретенского монастыря. - Есть такое понятие, как десятина, но я считаю, что жестко следовать этому правилу нельзя». С самого начала возглавляемая им обитель старалась обеспечивать себя самостоятельно, для этого было создано широко известное ныне издательство. Дополнительный доход дает сельскохозяйственная деятельность монастырского подворья.

IMG_2066-Edit.jpg

Пожертвований прихожан, признался отец Тихон, не хватило бы даже на половину оплаты хора. Но у монастыря есть и крупные спонсоры. В общей сложности вклад прихожан и благодетелей составляет около восьми процентов необходимых средств, остальная часть зарабатывается самостоятельно. Временами Сретенский монастырь из собственных средств также помогает другим, например, христианам в Сербии.

IMG_2310-Edit.jpg

При этом архимандрит Тихон (Шевкунов) отметил, что для обычного прихода, где все священнослужители заняты богослужением и прочими послушаниями, самообеспечение практически невозможно - остается искать жертвователей и помощи прихожан. Поэтому «если кто-то в состоянии помочь храму, видя, что в том есть необходимость, - конечно, это надо делать».

IMG_2148.jpg

Об изъятии мощей святителя Василия Кинешемского из Введенского монастыря города Иваново

Архимандрит Тихон отметил, что данный вопрос он прокомментирует с позиции простого христианина. «Это было неожиданно, - сказал он. Я бы не торопился делать такие вещи: есть почитание этих святых, есть люди, которые в крещении названы в их честь. Это, конечно, большое смущение. Когда говорят, что обнаружились новые факты в следственных делах – мало ли что они писали? Может, они клеветали? Или выдавали желаемое за действительное?»

IMG_2154-2.jpg

Как полагает гость «Илиинской гостиной», принятое решение – не окончательное, тем более, что представители Синодальной комиссии по канонизации уже разъяснили, что происшедшее является не деканонизацией, а приостановлением почитания для дальнейшего исследования вопроса. Он надеется, что общая болезненная реакция в будущем удержит членов комиссии от столь резких действий. 

Герои как главная драгоценность нации

«Даже в советское время общество было намного добрее, - вспоминает отец Тихон. - Это не значит, что мы ностальгируем по Сталину. Мы сожалеем о том времени, когда человеческие отношения были основаны на жертвенности». Лозунг «Бери от жизни все!» тогда не принимали как не соответствующий духу исторической России.

IMG_2216-Edit.jpg

Священнослужитель  считает нормальным, что с течением времени может происходить переоценка героев и ценностей. При этом однозначно негативным и весьма тревожным явлением можно назвать тотальную дегероизацию общества. «Наш креативный класс (а именно он взялся за «ревизию пантеонов») не оставил героев вообще, - сокрушается архимандрит Тихон. Он привел примеры «переосмысления», которые больше похожи на банальное наклеивание ярлыков: «Жуков? - Кровавый палач! Пушкин? - Развратник! Александр Матросов? - Уголовник, пьяница. Святой Александр Невский? - Пресмыкался перед татаро-монголами». По мнению отца Тихона, народ должен определить своих героев, но и кричать: «Будьте патриотами», - смешно, это, скорее, вызывает обратную реакцию.

IMG_2191.jpg

Он обратил внимание слушателей на то, что народ не выражает национальную идею в формулах, но зато безошибочно определяет ее носителей.

«Герои – самая большая драгоценность нации, и крайне печально, что мы не знаем героев современности, таких, как майор Сергей Солнечников, ценой своей жизни спасший подчинённых ему солдат при взрыве боевой гранаты ровно год назад, - сказал священнослужитель.

IMG_2290-Edit.jpg

О рае и аде

«Я для себя много думал об этом», - признался архимандрит Тихон. Он подчеркнул, что фольклорный образ рая как прекрасного сада с плодами, конечно, несостоятелен и не может удовлетворить современных людей. Человек - это не только тело, но, прежде всего душа, личность, включающая в себя наши желания,  мысли, устремления, опыт, знания, волю, чувства и «нечто большее, о чем мы даже не подозреваем». Наша посмертная участь будет зависеть, прежде всего, от того, чем наполнена и к чему устремлена душа.

IMG_2178.jpg

«Представьте, что мы очень хорошо относимся к какому-то садисту, - предложил священнослужитель. - Мы берем его из тюрьмы и отправляем в благочестивую христианскую семью, стараемся создать ему все условия: хочешь - в музей пойдем, хочешь - в храм, хочешь – отправимся на курорт. А ему все это не нужно, ему бы ребеночка замучить или ухо дедушке отрезать. И тогда эта прекрасная семья будет для него адом, потому что ад - в его желаниях.

IMG_2249-Edit.jpg

Чем же будет наполнена после смерти чистая душа? Одна из самых больших радостей, по мнению наместника Сретенского монастыря, - это радость познания (во всех смыслах): юные супруги узнают друг друга, ученые узнают тайны мироздания... А радость бесконечного познания нового может дать только Бесконечное Существо.

О модернизаторах и завзятых улучшателях

Был задан вопрос о том, с чем архимандрит Тихон не согласен в служении священника Георгия Кочеткова. Отец Тихон ответил, что тот возглавляет группу людей, которые заняты модернизацией церковной жизни, и создал, фактически, параллельную официальной церкви структуру. Он подчеркнул пагубность желания все исправить по образцу, который именно тебе кажется верным, и напомнил высказывание святого Иосифа Оптинского: «Ревность, желающая исправить всякое зло, сама есть самое великое зло».

Отец Тихон крайне отрицательно относится к идее перевода богослужения на русский язык, продвигаемой так называемыми кочетковцами. Редактировать богослужебные тексты, считает он, можно в рамках церковнославянского языка, как предлагал в свое время святитель Феофан Затворник. Такие примеры в Церкви есть: раньше в молитвословах писалось «Напрасно судия придет, и коегождо деяния обнажатся», а после 1901 года «напрасно» заменили на «внезапно» (в церковнославянском это синонимы). Таким образом, текст стал более понятен, оставшись церковнославянским.

IMG_2251-Edit.jpg

Архимандрит Тихон также привел в пример реформы Патриарха Никона, правильные по сути, но вызвавшие раскол, от которого русская церковь до сих пор не может оправиться.

Наместник Сретенского монастыря считает, что богослужебные реформы в Церкви крайне опасны, и начинать их стоит с большой осторожностью. А вот административные реформы могут проходить всегда, когда в этом возникает необходимость.

IMG_2308-Edit.jpg

Слушатели не хотели отпускать отца Тихона, задавали все новые вопросы, в том числе о том, как относиться к внедряемым новым методам и средствам учета граждан, как реагировать на негативные явления, в том числе в церковной жизни, как воспитывать детей, что может стоять за увлечением компьютерными играми, как бороться с различного рода зависимостями, как сберечь семью и что делать, если она разрушена, возможно ли творчество с пользой для души за пределами Церкви и многие другие.

Ответы на эти вопросы читатели портала «Приходы» вскоре смогут узнать в продолжении рассказа о встрече в «Илиинской гостиной» с архимандритом Тихоном (Шевкуновым).

Мария Хорькова

фото Марии Темновой


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Наименование: АНО "Делай благо"
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971
ОГРН 1027700067328 БИК 044525593
корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.