RSS

При поддержке Управления делами Московской Патриархии

«Они позорят нас»

06.06.2018

6788824.jpg

Как нужно церковному человеку относиться к людям, которых общество тем или иным образом соотносит с Церковью, но при этом они совершают поступки, не вызывающие симпатии? Искать оправдание, мол, с кем не бывает? Бросаться на баррикады, призывая вот сейчас, сразу и навсегда, полностью переформатировать церковную действительность? Или как-то еще? Несем ли мы за них покаяние? Об этом размышляет клирик храма великомученика Пантелеимона в Орске священник Александр Курсаков.

 

Время от времени в сети проскальзывают различные новости о православных людях. Много хороших, которые укрепляют в вере и многих приводят к Богу. Но есть и наоборот; такие новости сеют сомнение, огорчают человека, порой люди разочаровываются в Церкви, отходят от Бога. Новости про священников, которые превышают полномочия, про пьяных служителей храма, про контрабандистов, про духовенство, работающее в такси или где-то ещё... Куда хуже новости про верующих, подверженных страшным порокам, несмотря на то, что сама Церковь эти пороки осуждает и призывает жить чисто. Все это, к сожалению, есть. Нельзя делать вид, что ничего плохого внутри Церкви не происходит. Все это видно. Официантка, принесшая диакону еще два по двести в кабаке может промолчать, а может выложить запись видео в интернет, и тогда это увидят тысячи людей. Многие воспользуются увиденным для успокоения совести: «Вот именно поэтому я в церковь и не хожу. Там такие же. Чему они меня научат?»

Кому-то данное видео даст повод начать неприятный для верующего разговор: «Вот видишь? А ты им деньги носишь! Лучше бы детям с ДЦП помогли вместо того, чтобы этих мракобесов кормить». И таких примеров можно увидеть достаточно много. Воцерковленные, крепкие в вере христиане могут закрыть на все это глаза, найдут в себе силы оправдать всех и непременно о них помолятся. Но что делать с теми, кто немощен в вере и увиденное им станет поводом, чтобы не возвращаться в храм? Не нужно говорить про то, что мы ходим к Богу, а на остальных внимания обращать не нужно. Невоцерковленному эти слова могут помочь мало, особенно если искушение велико.

Так что же человека толкает на грех? И как быть тем, кто не нашел оправданий падению ближнего? Апостол Павел призывает христиан носить тяготы друг друга для того, чтобы упростить жизнь немощным. Он же советует не искушать немощных в вере ничем вплоть до того, что совсем отказаться от тех вещей, которые искушают брата.

 

Среди зараженного логикой мира

Часто в результате увиденного в Церкви, чему не должно быть места, люди начинают менять саму Церковь. Верующие пытаются оградиться от проблем, просто приходить на службы и не участвовать во всяких передрягах типа приходского совета, ревизионных комиссий и всякого рода собраниях; не хотят даже лишний раз попадаться священнику на глаза. Помолился – и домой. Другие хотят найти и искоренить проблемы в самой Церкви. Ищут решения этих проблем...

Но, как думаю, в Церкви нет проблем... Вы слышите? Они ищут проблемы там, где их просто нет. Есть трудности, есть сложности, есть преграды, но нет проблем в том смысле, из-за которых люди идут на страшные поступки, идут на нарушение закона Бога. Проблемы есть в людях. Да, быть может, к преступлению закона их подтолкнуло что-то из увиденного в Церкви, но не сама Церковь. Церковь, в истинном значении, это собрание святых. У Церкви нет цели причинять кому-то вред. Святость не может подтолкнуть ко греху. Ни один святой, ни одна икона и ни одно Таинство не могу заставить человека сделать зло. Человек идет на зло сознательно. Об этом чуть позже.

Второй вариант – бесы. Они-то, по версии многих, во всем виноваты. Но так ли это? Разве они заставляют нас грешить? Стоить ли им отдавать столько чести, будто бы они виноваты во всех наших бедах? Когда человек не хочет ходить в храм или покидает Церковь навсегда, это бесы его выгоняют? Виноваты они? Или… люди? Да, от обилия вопросов хочется перестать читать и возмутиться, но все же… Вернемся на некоторое время назад.


Источник заразы

Рай. Блаженство. Любовь Господа. Красота. Что еще необходимо человеку, чтобы быть счастливым? Все есть. Всего хватает. Но не всех это устраивает. Человеку хочется не то, что у него есть, а то, чего у нет нет и быть не может. Предлагаю заглянуть за кулисы мироздания. Что мы там видим? Превечный Совет: Отец, Сын и Святой Дух. Видим желание Господа создать творение, которое бы любило Его и друг друга «всем сердцем... и всею душею... и всем разумением... сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (ср. Мф. 22. 37-40). Видим служителей Бога. Также видим, что одному из приближенных было отведено место «смотрителя» за Землей… Дальше видим, что «смотрителю» стало чего-то не хватать. Как он сам решает, не хватает ему самостоятельности. Между идеальным комфортным состоянием и Денницей встает Бог. Он начинает мешать. Хочется по-своему, но нельзя так сделать официально. К.С. Льюис описывал условия блага так: «Бог не может дать нам счастье и мир, отделив их от Себя, потому что без Него они не существуют. Их просто нет без Бога». Нельзя отойти от источника жизни без проблем для себя, но… очень хочется. Как это часто бывает в бизнесе, кто-то один придумал, другой присоединился, а потом решил сам стать хозяином, например, какой-то фирмы. Тут, безусловно, речь идет не о какой-то там фирме, а о замысле Самого Творца. Тем не менее, лукавого это не остановило.

Получив желаемое, он не ожидал, что наступят непоправимые последствия. Но не для всех. Человеку это не грозило. Замысел о человеке в Раю исполнился в совершенстве. Что может быть хуже для Денницы, чем быть обреченным и не иметь возможности все вернуть так, как это было раньше? Обида, желание отомстить, испортить жизнь всем, кто лучше него, – вот малая часть того, на что способен обреченный. Сатана остается в мире, но теряет власть над миром. Он остается князем, но князем без княжества. Он не может создавать реальность в мире. Сатана в праве творить только вымысел, то есть неправду и ложь. Одним из оружий лукавого является воображение. Вот тут-то как раз он и может разгуляться. Остается только заставить своего врага, то есть человека, начать воображать.

В Библии говорится, что Ева ела сама и дала мужу: «Тогда женщина увидела, что плод дерева был хорош в пищу и приятен на вид, и что дерево было желанно, как источник мудрости; и она взяла один из плодов и съела. Она дала плод и мужу, который был с ней, и он ел его» (Быт. 3. 6). Каким же это образом можно увидеть, что плод хорош для того, чтобы есть съесть? Разве могли быть в Раю плохие плоды? Ева увидела, что плоды древа познания хороши, только после разговора с лукавым. Заставить он ее не мог. Змей мог только предложить, но предложить нужно было так, дабы возникло желание съесть. Оставалось дело за малым – сделать так, чтоб диалог состоялся. Змей начинает с вопроса: «Правда ли…»

Что случилось после вкушения запретного плода, мы все прекрасно знаем. Мы даже невольно стали участниками этих последствий. Змей заставил Праматерь сомневаться, пытаясь показать, что людям чего-то не хватает. Подкупает Еву тем же самым, против чего когда-то не смог устоять сам, – самостоятельность: быть сам как Творец, быть как Бог. Змей прекрасно знал, что ожидаемого Евой эффекта не наступит, но это было единственной возможностью отомстить за свое падение, причиной которого он сам и стал. «На пальцах» эта история выглядит достаточно глупой. Как можно было усомниться в словах Бога и соблазниться словами первой попавшейся змеюки? Но легко говорить об этом, когда мы уже знаем зло и иногда в состоянии его отличить от блага. Ева не знала зла и не могла себе представить, что есть такие твари, которые смогут себе позволить ввести лучшее из творений в искушение и грех. Но грех Евы сделал не змей – он только предложил. Грех совершила сама Праматерь. Роль змея была сродни работе рекламного агента: он лишь сделал так, чтобы Ева захотела, но ела она уже сама.

 

Один шаг

Вспоминается старая сказка про Абрашу-стрелка. Король со свитой проезжал по лесу и увидел, что почти на каждом дереве мишень с точно выпущенной стрелой прямо в яблочко. Проехав немалый путь, король не заметил ни одной мишени без точного попадания. Конечно, королю захотелось, чтобы такой меткий стрелок стал военачальником его войска. Попросил найти стрелка. Ему привели паренька, который не внушал особого доверия. Поговорив, король удостоверился, что это работа того самого парня, имя которому Абраша. Последний вопрос был о том, каким образом Абраша всегда попадает в цель. «Я вам скажу, как родному. Секрета никакого нет: просто я сначала стреляю, а потом уже вокруг стрелы рисую мишень».

Сатане нужен лишь предлог, чтобы повернуть человека в безумный поступок. Увести пристальный взгляд с Творца и направить его внутрь человека, на его желания. Человек уже потом сам дорисовывает оправдания своим желаниям поступать вопреки законам Творца. Совершенно любой разговор с лукавым заканчивается стопроцентным поражением человека. В ходе диалога с отцом лжи дело лишь затем, чтобы пробудить в человеке воображение: заронить мысль, что человеку чего-то не хватает для счастья, что он может большего, и нужно сделать лишь один шаг. Конечно, есть мысль, что шаг будет один и в случае чего, если не понравится «на стороне», всегда можно будет вернуться обратно.

Всего один шаг… Сатане нужно сбить прицел, обрисовать картинку так, что если попасть мимо мишени, то будет гораздо лучше. Для этого нужно нарисовать другую цель – воображаемую. Но на что способен человек, который имеет цель? Скажите жене или мужу, что в комнате что-то лежит, но получит он это завтра. Любопытство и стремление получить трофей возьмет верх, даже если для этого придется поскандалить.

Не стоит забывать, что человек сотворен по образу и подобию Творца и имеет много качеств, большую часть которых он направляет в желаемую сторону. В результате человек добивается того, что ему вообще не нужно. Смешно, не правда ли? А как вы думаете, отличается ли этот механизм в случаях, когда люди идут на страшные поступки, оставляя сан, семью, Церковь? Нет.

Процессы те же: сатана предлагает, человек воображает и реализовывает в согласии и послащенными целями, используя на это ресурсы данные Богом. Вот только цели Бога мы знаем, а цель лукавого? Ответ прост: у лукавого нет цели, точнее, есть – сделать так, чтобы цели Бога не были воплощены.


Выбор очевиден для чистых сердцем

Все наши грехи – это результат нашей же работы. Своими руками мы делаем выбор – Бог или сатана. Но выбор не явный. Сатана предпочитает действовать тайно и аккуратно. Нежно обрисовывать, что было бы, если… Остальное за человеком. Человек делает только то, что хочет. Нельзя захотеть неизвестное, про что ты не знаешь. Хотят знакомое. Если мысли лукавого ему как родные, то вряд ли в них будет замечен подвох.

Змей бросает все силы на то, чтобы оттолкнуть человека от Творца. Сделать его самостоятельным, независимым, как он сам. Многие ведутся, клюют на наживку и порой поступают вопреки здравому смыслу. Князь мира хочет, чтобы ему поклонялись. Господь хочет, чтобы Ему служили.

Нам нужно быть предельно внимательными. Реальный мир один, в нем находится Бог, в нем Его Церковь. Вымышленных – миллиарды, и все они в голове. Человек сам путается в этих мирах, а последствия ошибок пытается переложить на других. Вместо того, чтобы жить в созданном Творцом мире, мы живем в своем, где мы сами творцы, поэтому решения принимаем сами. Плохо, когда в окружении нет никого, кто бы умел отличить правду от вымысла. Мог бы вовремя показать результат промаха. Когда падает ближний, мы должны приложить все усилия и помочь ему вернуть правильные ориентиры. К сожалению, желающие и умеющие помочь находятся не всегда. Проще не объяснять, а потребовать покаяния; не ждать и надеяться, а выставить условия.

Уже эти решения стоит поставить под вопрос – не под влиянием ли лукавого «помощника» сделаны нами такие выводы? Берем ли мы на себя ответственность о падающих и несем ли за них покаяние? Стоит подумать над этим. Это наши братья и сестры, любой ценой мы должны сохранить их в семье. А потом вместе с ними покаяться за их отступления.

Менять нужно не Церковь. Нужно стремиться к тому, чтобы не попадаться в сети лукавого и не позволять это другим. Не нужно предпринимать поспешных действий, которые могут повлечь за собой катастрофу, даже под самым благовидным предлогом. Когда кто-то падает, мы сами призываем продолжать любить человека, осуждая грех. Когда человек совершает самоубийство, то к покаянию призывают и родных. Отойти от Бога является своего рода самоубийством. Но это не только вина тех, кого уже нет в Церкви.

Священник Александр КУРСАКОВ
(Орск, Оренбургская область)

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

Возврат к списку