RSS

При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Синдром отложенной веры

26.02.2018

85443.jpg

В несении своего служения священнику всегда необходимо учитывать специфику паствы: ее нравственное состояние, историю, культуру и связанные с ними особенности менталитета, даже болезни, психологические проблемы, характерные для жителей региона. Какую особенность своих прихожан нужно иметь в виду пастырю на Дальнем Востоке?

 

Например, важным для понимания приходящего к священнику за духовной поддержкой человека является знание специфической черты дальневосточников – жизни, отложенной на потом. Следствиями такого «жизненного сценария» часто становятся депрессия, тяжелые и неизлечимые болезни, зависимости, попытки совершения суицида. Именно так проявляется «невроз отложенной жизни». Этот термин впервые появился в научных работах доктора психологических наук Владимира Серкина, преподавателя Северо-Восточного государственного университета. По его мнению, главное отличие невротика от нормального человека состоит в том, что нормальные люди решают проблемы, а невротик их все время откладывает, постоянно объясняя себе и окружающим, почему это необходимо сделать.

Огромное количество людей, живущих в отдаленных регионах, привыкли жить не сейчас, а «потом»: они не делают ремонт, не улучшают свой быт, используют обветшалые вещи и предметы мебели, не делают гнетущую серость вокруг себя хоть сколько-нибудь красивее; но не потому, что у них нет денег, не из аскетических целей. Вроде и деньги есть, а жить так опостылело

Настоящая жизнь для них начнется потом, при определенных условиях, после каких-то достижений или событий, а та, которой человек живет, является только подготовкой к настоящей. Так проходит пять, десять, двадцать, тридцать, сорок лет… Люди десятилетиями не женятся или живут в браке, где умерли вообще какие-либо отношения, просто сосуществуют рядом, годами ходят на нелюбимую работу, считая, что потом когда-нибудь они ее сменят, и тогда жить станет в радость.

Здоровый психически человек начинает жить как невротик, откладывая решение проблем. Проблемы накапливаются – происходит невротический срыв в поведении, в общении с окружающими. В психологии схема классического невроза выглядит как «хочу – не могу». Схема невроза отложенной жизни: «хочу – могу – не позволяю себе».

Ставить цели и достигать их – само по себе не плохо. Иногда на пути к цели бытом и другими вещами приходится пренебрегать. Однако принято считать, что если напряжение сил человека для достижения цели длится долго, дольше пяти лет, то возникает тот самый «невроз отложенной жизни». Так называемый «северный сценарий» получил широкое распространение. Социологи называют цифру 70-90% от взрослой части населения дальневосточных регионов – это те, кто хотел бы уехать в другой регион, если б появилась такая возможность.

По сути обусловлено это тремя факторами. Первый – историко-демографический (более 97% населения Северо-Востока – некоренное население). Второй – социально-экономический (с начала 60-х до конца 80-х годов ХХ века эффективно работала система северных надбавок и льгот, она поддерживала распространение так называемой «северной мечты»: квартира, дача, машина, гараж, а также спокойная подработка для пенсионеров или высокооплачиваемая работа для молодежи и работающего населения). Третий фактор – климатические условия. Такие ценностные установки формируются у северян с детства и, как правило, с ними человек проходит всю жизнь.

В основе таких жизненных сценариев – далеко не духовные ценности, но ценности сугубо материальные. В этих сценариях главное место занимают деньги, они становятся идолом для человека. На второй план отходят не только отношения, любовь, дружба, но даже собственный быт. Скупой платит дважды: за нелюбовь к ближним, да и к самим себе, приходится расплачиваться счастьем, здоровьем, жизнью.

В чем проявляется эта специфика в приходской практике? Живя в Магадане, я проводил на материк огромное количество друзей, знакомых, а став священником, еще и значительное число активных прихожан, алтарников, певчих. При этом обратной картины притока людей в Магаданскую область из центральных регионов страны не наблюдается.

В беседах со священниками Магаданской епархии, несущими служение в отдаленных приходах (в основном это вахтовые поселки и поселки с убывающим населением), часто приходится слышать о кадровых проблемах. Люди уезжают с Колымы семьями. За несколько лет может поменяться состав прихода – слава Богу, на место уехавших приходят новые прихожане. К таким быстро меняющимся условиям постоянно приходится приспосабливаться.

Еще одним неприятным следствием является нередкая ситуация, когда человек хочет и обещает безвозмездно помочь приходу, но долго откладывает это на потом…

Как отголоски феномена отложенной жизни часто звучат слова людей, которые говорят о своем отложенном спасении души: «Я хочу пойти в храм, но не могу: работа, дети…» Понимание механизма развития синдрома отложенной жизни помогает ближе подойти к глобальной проблеме: фактически, главное дело нашей жизни – спасение души – огромным количеством людей откладывается на потом.

Возникает закономерный вопрос: чем пастыри могут помочь людям с синдромом отложенной жизни? В первую очередь, мы, священники, не должны поддаваться ему сами. В деле пастырского попечения необходимо неустанно напоминать о главной цели, к достижению которой необходимо прилагать усилия не потом, а сегодня, – пути к Царствию Небесному. Дорога к нему вымощена добрыми делами, «ибо как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак. 2. 20). Одними же только благими намерениями, как гласит крылатое выражение, вымощена дорога в ад. Прихожан необходимо активно привлекать к социальной деятельности, к служению ближним.

Может также понадобиться привлечение православного психолога. Проблема отложенной жизни лежит в одной плоскости с прокрастинацией (склонность к постоянному откладыванию даже важных и срочных дел, приводящая к жизненным проблемам и болезненным психологическим эффектам – прим.), а потому в ее решении возможно задействовать схожие механизмы. Во-первых, необходимо осознание человеком проблемы. Следует оценить, насколько долгосрочные и краткосрочные цели достижимы, каким образом планируется их достичь, пошагово выстроить план реализации намеченных целей и ему следовать. Необходимо искать возможности, способы и приемлемые компромиссы именно в настоящем.

Важное значение в принятии решений имеет совет духовника. Человека, опомнившегося после долгого периода грёз о будущей хорошей жизни, подстерегает множество опасностей – в их преодолении нельзя впадать в крайности, но следует придерживаться золотой середины.

Иерей Димитрий ПРОСЯНИК,
настоятель Татианинского храма
при Северо-Восточном государственном университете (Магадан)

В основе публикации –
доклад на конференции «Священническое служение на Дальнем Востоке:
особое призвание или обыкновенные проблемы» (Хабаровск)

 

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

Возврат к списку