Небумажная катехизация

20.01.2015 Протоиерей Максим Козлов

Должны ли проходить катехизацию оба крестных, или достаточно, чтобы на подготовительные беседы ходил только один из них? В некоторых храмах  предлагают приходить на собеседования только одному будущему крестному: мужчине для мальчика и женщине – для девочки. Правильно ли это? Отвечает протоиерей Максим Козлов, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, настоятель Патриаршего подворья – храма преподобного Серафима Саровского на Краснопресненской набережной в Москве.

− В имеющейся на сегодня практике в решительном большинстве случаев у нас есть два крестных. Если родители выбирают двух крестных для своего ребенка, то конечно оба и должны готовиться − это, на мой взгляд, очевидно. Что же, мы будем какое-то странное гендерное разделение вводить: у девочки крестная мама может быть воцерковленной, а папа − все равно какой, а у мальчика − наоборот: пусть папа будет церковный человек, ну, а мама − неважно, мы уже не интересуемся ее мировоззрением? Ясно, что это было бы странное разделение.

Кого-то смущает необходимость получать справки о прохождении собеседований, чтобы стать крестным…

− Честно скажу, я не могу сформулировать своего однозначного отношения. С одной стороны, понимаю, что они нужны. Потому что, бывает, приходит человек, которого я вижу первый раз, который не проявляет признаков церковности и говорит: «А я вот хожу в такой-то храм, и меня знают там и там», но если его попросить прочитать «Отче наш» − такое минимальное требование, то он сразу возмущается: «Ну, что вы от меня хотите?!» Тогда возникает желание с него потребовать, чтобы он принес справку о том, что кто-то за него отвечает.

Он еще скажет: «Я не могу к вам ходить, потому что живу там-то, а здесь только работаю. У меня нет возможности сюда ходить на какие-то ваши беседы». В таком случае пусть отвечает, в конце концов, тот священник (если человек реально имеет связь с каким-то приходом), кто благословляет его стать крестным.

С другой стороны, когда о справках речь идет, мы не будем обращаться к неоднозначному опыту XIX – начала XX столетия − со всякими справками, которые тогда выдавались, например, о том, что человек был на исповеди и причастился. Это было обязательно для государственных чиновников или там студентов для допусков на сессии. Помню, что некоторые известные не с самой лучшей стороны деятели отечественной истории тоже получали эти справки где-нибудь в Казанском университете, в гимназии.

Я не готов пока сказать, какой однозначно правильный выход тут может быть. С одной стороны, попустительства не хочется допустить, когда трудно доверять человеку в отношении основательности его собственных слов. С другой стороны – важно, чтобы не развилась слишком эта наша коммуникация по бумагам. А то что же – мы е-мейлами будем друг другу сообщать, что такой-то пришел получать ответственность, смс-ками будем обмениваться между приходами, потом еще архив заводить из этих бумаг? Не знаю, нет однозначного ответа.

 


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты:

Наименование: АНО "Делай благо"
ИНН – 7718749261
КПП – 771801001
ОГРН 1137799022778
р/с №40703810002860000006
в ОАО «Альфа-Банк» (ИНН 7728168971
ОГРН 1027700067328 БИК 044525593
корреспондентский счет №30101810200000000593 в ОПЕРУ МОСКВА)
Адрес: 107553 Москва, ул. Б. Черкизовская д.17
Тел. (499) 161-81-82, (499) 161-20-25

В переводе указать "пожертвование на уставную деятельность".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.