RSS

При поддержке Управления делами Московской Патриархии

О суете и чуде

21.01.2014 О суете и чуде

«Мы настолько увлечены сиюминутными делами, что из-за суеты житейской просто не замечаем, что Господь и правда всегда с нами». О пути к Богу, ориентирах и соблазнах на этом пути говорил Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Павел в программе «Неделя» канала «СТВ»



Годы благих перемен

Впервые я посетил Жировичский монастырь в 1988 году. И от того, что я увидел сегодня, искренне радуются сердце и душа. Поразительно, сколько произошло за это время. И мне сейчас очень приятно посещать здание семинарии, видеть, как оно преобразилось.

…Наши духовные школы − семинария и академия − готовят будущих пастырей Белорусской Православной Церкви, которые в первую очередь должны знать ориентиры духовные, знать Священное Писание, историю нашей Церкви. Основываясь на опыте Церкви, они должны сами идти и вести паству по Евангельскому пути в царство Божие. Это основная задача наших священнослужителей.

О батюшках и матушках

Есть разные взгляды на само слово «матушка». Мы иногда употребляем это слово не совсем так, как оно употреблялось традиционно. Обычно матушками называют инокинь − тех, кто подвизается в монастырях. Однако порой матушками также именуют жен священников.

Мы всегда говорим, что неэтично и нетактично, если священник говорит: «Я отец Петр (или Николай, или Павел или как-то еще), а это моя матушка». Это у нас моветон, свидетельство плохого воспитания. Священник должен, если кому-то представляется, говорить так: «Я протоиерей такой-то, а это моя супруга. Ее зовут так-то». А вот люди из уважения к священному сану называют священника батюшкой, то есть духовным отцом. О супруге священнослужителя могут сказать «матушка», как любящая мать. Люди могут так называть, но когда сам священник себя так называет, это все равно, что я ему скажу: «Вы знаете, батюшка, а я любимый, дорогой владыка».

Супруга священника несет очень тяжелый крест. Она должна понимать, что ее супруг – священнослужитель, а значит, она даже внешним видом не должна подавать повода для соблазна, должна быть скромной, смиренной, кроткой, не должна увлекаться какими-то светскими формами жизни. Везде должна проявляться скромность − и у священника, и у его супруги, потому что люди сразу же замечают: «Посмотрите, мы скромно одеваемся, а как матушка наряжается, сколько она на себя оденет драгоценностей, украшений!» Это может быть соблазном.

Свидетель чуда Божия

В Псково-Печерском монастыре был такой случай. Когда я шел на трапезу, увидел, что две женщины на детской колясочке везли мальчика-инвалида. Он весь скрюченный, скорченный. Возле меня проходят, и одна женщина говорит (рядом больше никого не было из братии): «Батюшка, можно Вас на минуточку?» Отвечаю: «Да, слушаю вас». Она рассказала: «Мы приехали из Питера, у нас мальчик с детства вот такой вот: был нормальный, а потом что-то с ним случилось и, вот видите, его парализовало, весь такой скрюченный стал. Ему совсем недавно явился какой-то старец и сказал ехать в Псково-Печерский монастырь, обратиться там к отцу Павлу, и он его исцелит». Услышал я такое, а знаю, что у нас больше никого нет − Павел только я один. Говорю: «Знаете, не ищите Павла, я знаю его. Он сейчас на послушании. И потом, он проходимец такой, не ходите к нему. Вы лучше сейчас отправляйтесь в храм, там у нас есть мощи преподобномученика Корнилия. Вы к ним мальчика приложите, преподобный Корнилий вам поможет». Показал им, куда идти, а сам пошел на трапезу.

Закончилась трапеза, мы выходим, прибегает из пещер один из послушников и говорит: «Слушайте, там такое произошло!» − «Что такое?» − «Привезли какого-то мальчика скрюченного, парализованного, его кое-как подняли, к мощам преподобномученика Корнилия приложили. И мальчик после этого встал. Они сейчас все там, идите туда − кто плачет, кто поет…»

Вот такой случай произошел. У каждого человека, наверное, свой путь к Богу: кто-то приходит раньше, кто-то − позже, а кто-то − после каких-то событий.

О пути к Богу

После возвращения из армии так случилось, что я попал в аварию. Лежу на больничной койке, открыл глаза и увидел на столе книгу. Я ее прочитал. Она называется (до сих пор помню, хотя прошло уже более 40 лет) «Явление мертвых живым». Я ее, что называется, в одно мгновение прочитал и вдруг стал понимать: «Слушайте, а со мной ведь в армии происходило то-то и то-то». Начал пролистывать все, что со мной происходило и до армии, и во время службы. Тут я понял, что Господь все время был рядом со мной.

Мы просто настолько засуетились, настолько увлечены сиюминутными каким-то делами, что из-за суеты житейской просто не замечаем, что Господь и правда всегда с нами.

…Не надо впадать в какую-то крайность или в отчаяние. Придет время – Господь откроет. Самое главное, что мы должны делать, − это никогда не ложиться спать, не помолившись, хотя бы кратенько не попросив Бога, чтобы Он благословил нам пройти благополучно наступающую ночь и восстать от одра. А встал утром − перекрестился: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Поблагодари Бога, хоть кратенько попроси, чтобы Господь тебя сохранил, послал тебе ангела-хранителя. А если еще прочитаешь утренние молитвы, прочитаешь Евангелие, обратишься к Богу, то весь день твой будет проходить под благословением Божьим.

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓

Возврат к списку