RSS

При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Вселенная в буквах

15.11.2017

807.jpg

Христианский литературный клуб «Homo legens» – «Человек читающий» – был открыт несколько лет назад в стенах Царицынского православного университета. Год за годом люди разных возрастов и профессий собирались раз в месяц, чтобы вместе обсудить произведения русской классической литературы. С одной стороны, их собирало стремление вновь рассмотреть литературно-художественное наследие без искажений в пользу идеологии; с другой, такие встречи – просто хорошая альтернатива пассивному вечеру у телевизора. Чтение – процесс, оставляющий читателя наедине с автором книги, зачем же нужны читательские встречи? В чем особенность православного литературного клуба? Об этом зашел разговор с кандидатом филологических наук, преподавательницей Царицынского православного университета Еленой Тишиной.

 

Елена Валерьевна, идея создания литературного клуба была где-то позаимствована, как он возник?

– Предложение организовать такой клуб не раз высказывал молодежный отдел Волгоградской епархии. Идея, можно сказать, витала в воздухе, а мы ее уловили. Молодежь – это всегда народ ищущий, которому необходимо обрести свои установки в жизни, и литература здесь, наверное, один из самых первых помощников. Но надо отметить, что несколько лет назад при Царицынском православном университете успешно существовал читательский клуб, которым руководили иерей Владимир Тупиков и отец Иакинф (Глушков), мы только возродили эту традицию и попытались разнообразить формы встреч.

На какой результат изначально рассчитывали организаторы клуба, какие цели ставились?

– О результате говорить трудно, оценок читателям не ставят, важнее то, что люди проявили интерес: они пришли, обсудили, что-то свое привнесли и сами получили новый взгляд какой-то, новую мысль.

А целью с самого начала был поиск нового угла зрения на давно известные произведения. Уже во взрослом возрасте часто приходит понимание и сожаление о том, что не все из нашей богатейшей школьной программы давалось в свое время достаточно глубоко и объективно в силу идеологических и политических причин. Например, из собственного опыта: все мы изучали в школе известную басню Крылова «Стрекоза и Муравей», и очень печально наблюдать, когда начинается всеобщее порицание стрекозы — какая она была легкомысленная. А то, что в тексте заложена глубокая мысль о фарисействе муравья, нам на это никто не указывал, а на самом деле ведь он тоже не протянул руку помощи несчастной стрекозе…

Это поиск нового прочтения классики?

– Мы в этом плане не новаторы, существует целое направление литературоведческой мысли и других гуманитарных дисциплин, которые стремятся пересмотреть полученное литературное наследие с поправкой на советскую цензуру. И почему еще для нашей среды это актуально?  Долгое время вообще было не принято рассуждать о церковном, о духовном, о Боге, но если взять наших классиков, можно увидеть, что наша русская духовность питала и, собственно, создала их, поэтому невозможно рассматривать великих русских писателей отдельно от православной культуры. Еще одна задача – рассмотреть, как в морали человека советских устоев репрезентируются именно христианские ценности.

На встречах читатели получили возможность рассмотреть произведения с позиций христианского мировоззрения. В чем разница с обычным анализом текста?

– Не нужно забывать, что наша культура как часть всемирной базируется на христианской морали, в каждом литературном художественном произведении, музыкальном, любом другом, в каждом нашем слове, языке – Евангелие. Оно транслируется, если хотите, оно у нас в крови, мы живем в этом. Это наша культура, и никуда от этого не деться. Да и наши законы исходят из христианской морали.

В любом литературном произведении, как и в нашей жизни, можно все эти универсальные истины найти и услышать.

Каким образом были организованы встречи в литературном клубе?

– Сначала – теоретическая часть, за ней – дискуссия: каждый имеет возможность высказать свою точку зрения по произведению. Сначала мы работали с поэзией, затем перешли на прозу, поэтому начали давать домашнее задание: заранее прочесть или вспомнить произведение.

Насколько высоки требования к уровню подготовки слушателей?

– На наших встречах никогда не велась речь о каких-то узкоспециальных понятиях – обсуждались вещи, понятные любому образованному человеку, какая бы специальность у него ни была, будь он физик, каменщик, повар – какая разница?.. Если у людей имеются соображения насчет того или иного произведения, почему бы и нет? Это вовсе не клуб литературоведов-экспертов, а своего рода культурный интеллектуальный досуг.

77200-1.jpg

Какие люди обычно решают стать членами литературного клуба?

– Много студентов, есть люди, которые просто узнали от кого-то о занятиях и пришли. Это не всегда только молодежь, некоторым за тридцать и больше. Кто-то приходит, наверное, просто отдохнуть от суеты и повседневных забот. Может, если со стороны посмотреть, выглядит это где-то даже смешно в нашем мире товарно-денежных отношений: какие-то люди наивные собрались, стихи читают. Но, слава Богу, не хлебом единым жив человек!

В современной жизни у большинства людей остается очень мало времени, чтобы посидеть за книгой, а молодежь, кажется, круглосуточно пропадает в виртуальном мире. Какие опасности здесь кроются, на Ваш взгляд?

– Людей, которые мало читают или совсем не читают, легко отличить по неспособности к обобщению. Такое впечатление, что они все представляют себе очень конкретно, как правило, они не обладают способностью провести аналогию, проанализировать ситуацию глубже. Мне кажется, все это из-за некоторой ограниченности кругозора, такая проблема есть у многих молодых людей. Ведь даже научный и творческий потенциал человека строится на способности подняться над проблемой и посмотреть на нее с другого ракурса, сравнить с чем-то не общепринятым. Кроме того, чтение является усвоением жизненного опыта других людей, потому что каждая хорошая книга – тот же опыт, чья-то прожитая жизнь.

Как Вы считаете, есть ли надежда у современных преподавателей вырастить читающее поколение?

– Здесь, как мне кажется, нужно учитывать: сейчас в вузах учатся дети 90-х, время было тяжелое. Это дети, которые в большинстве своем недополучили кружков, элементарного присмотра, тех же путешествий и поездок, что тоже очень важно, так как они расширяют кругозор. У многих не было возможности прийти в магазин и выбрать красочную яркую книгу хорошего качества. Сегодня дети совсем по-другому растут: у них есть замечательная возможность участвовать с раннего возраста в любых олимпиадах, развивать и демонстрировать свои таланты. В том числе и читают они больше. У меня почему-то по этому поводу очень радужные перспективы.

Беседовала Екатерина ЛАНДИНА

В основе материала –
публикация Пресс-службы Волгоградской епархии

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓