ПРИХОДЫ
ЦЕРКОВЬ - ЭТО ЖИЗНЬ
Новости
и статьи
Фото
Видео
Меню

Adversus paganos: новая история против язычников

30.03.2015

Александр Кузьмин © http://photopolygon.com/

На фоне пробуждения национального самосознания русского народа в целом и самоидентификации молодежи в частности, происходит поиск корней и глубинных ответов на вопросы, связанные с отчизной и принадлежностью к ее народу. Много раз приходилось слышать, как отдельные представители власти и общественных организаций, желая подчеркнуть приверженность национальной культуре и традиционным ценностям, говорили о необходимости возрождения Православия и религии древних славян, имея в виду язычество. И так случилось, что молодые люди все чаще начинают искать свои корни в том, что предлагает современное неоязычество.

Увлечение древними формами религиозности было бы похвально хотя бы с точки зрения повышения уровня образования, если бы предлагаемый многими деятелями неоязычества вариант истории соответствовал научному взгляду на нее. Однако вместо настоящей более или менее проверяемой истории нам предлагают некую псевдонаучную альтернативу и местами − каких-то уж совсем мифических предков, которые с реальными предками-язычниками имеют мало общего.

Неоязычество на данный момент становится невероятно популярным в сети Интернет, и секрет этой популярности кроется в том, что оно, во-первых, протестно, во-вторых, часто дает ощущение избранности, а вместе с этим, в-третьих, оно достаточно лояльно ко многим сторонам современной жизни, не требует посильного аскетизма, но, напротив, даже осуждает его. При этом своеобразными манка́ми являются такие простые и понятные вещи, как некая экологичность неоязычества, естественность, простота. Кроме того, от неоязычников можно часто услышать неверно трактуемую фразу из фильма «Василий Буслаев» «мой бог меня рабом не называл», которая очень хорошо ложится на юношеский максимализм. Вполне привлекательно звучит и название новой веры − родноверие, то есть родное, свое, не чужое. Появились даже так называемые казаки-родноверы, что вообще немыслимо и еще более эпатажно, чем казаки-мусульмане.

Тяжкое бремя доказательств

Чтобы сразу расставить все точки над «i», необходимо ответственно заявить: возрождение дохристианских религиозных культов наших предков − это утопия. Данные исторической науки со всей ясностью свидетельствуют о невозможности достоверной реконструкции славянского язычества. Эта культура вовсе не оставила письменных источников, а доступные материальные свидетельства не способны детально рассказать о религиозной доктрине и ритуалах. Все попытки нарисовать картину культовой практики, прекратившейся тысячу лет назад, грешат недопустимыми в серьёзной науке натяжками и откровенным фантазёрством. К сожалению, написанием трудов подобного жанра занимались в эпоху расцвета бульварной прессы даже авторитетные учёные. Ярчайший пример − советский археолог и историк, академик РАН Борис Александрович Рыбаков.

Языческая традиция безвозвратно утеряна, восстановить её невозможно, остаётся лишь сконструировать её заново по своему вкусу, то есть сочинить, сфантазировать. Именно такова предыстория всех ныне существующих неоязыческих общин и объединений. Опорой в этом верно служат упомянутые псевдонаучные опусы, русские переводы сохранившихся священных политеистических текстов и эпоса индоевропейских народов, идеология New Age — различных мистических течений и движений, в основном оккультного, эзотерического и синкретического характера. Стоит сказать и о «Велесовой книге»: этот текст, который учёные признали подделкой, стал популярным в России после его издания в 1992 году А. Асовым (он же Бус Кресень, Нижегородская языческая община).

Музей-заповедник Томская писаница, Кемеровская область

Разоблачение этих трудов и поругание со стороны науки не только внесло раскол в ряды неоязычников, но и весьма пошатнуло авторитеты некоторых лидеров. Жертвами спекуляций с историей стали даже сами славянские боги. К примеру, до сих пор нет ясного понимания, что есть Мокошь — змей, мужчина, женщина? Сейчас это женщина, чуть ли не жена Перуна и богиня плодородия. Но как будет завтра? Наука склонна полагать, что Ярила — все же не бог, а праздник, хотя у полабских славян есть бог Яровит, которого можно отождествить с Ярилой. Нет таких богов, как Купала, Лель, Коляда, Веста. Нет ясного понимания, кто же такой был Велес. Числобог из «Велесовой Книги», Белобог, Дид-Дуб-Сноп − подделки. Ряды славянских богов недавно пополнились в некоторых деноминациях и такими героями, как персонажи сказок, например, Кащей, Баба-Яга, даже Кот Баюн.

Минимум дважды, в мае 2012 и декабре 2013 года, три крупнейших объединения родноверов − «Союз славянских общин славянской родной веры», содружество общин «Велесов Круг» и «Круг языческой традиции» − признали псевдонаучными и наносящими вред «славянской вере» ряд теорий на почве истории, мифологии и фольклористики, языка, речи и традиционного мышления, возникших и активно продвигаемых в среде неоязычества.

Новоявленные волхвы говорят о родовой памяти, памяти крови, которая каким-то чудным образом вдруг вспоминает то, что было тысячу лет назад, и никак не помнит того, что было после крещения Руси. Нередко они заявляют о почитании веры предков и святости предков, но при этом отрицают уважение к религиозному выбору своих ближайших православных предков, меняют данные им имена на новые, языческие, конфликтуют с наиболее близкими из предков − родителями. Все это – скорее, второстепенные аргументы и доводы против неоязычников, ведь есть и куда более весомые.

При этом историческое язычество не всегда нравится нынешним неоязычникам, ведь в нем были не только человеческие жертвоприношения, но и много других обрядов и практик, которым часто ужасались арабские путешественники-мусульмане. Потребность в большем числе источников и желание улучшить имидж неоязычества часто толкает неоязыческих «историков» и адептов к вольным толкованиям или даже к фальсификациям. Кроме того, куда проще и легче посмотреть фильм сатирика Задорнова об «истинном» прошлом наших предков, чем прочесть двадцать томов серии «Советская археология».

Во время известного в сети диспута между православными и родноверами, проходившего с участием священника Даниила Сысоева в Калуге в 2009 году, бессменный глава «Союза славянских общин славянской родной веры» Вадим Казаков открыто признал, что у славян был главный бог и назывался он Род. Это очень распространенная точка зрения, и многие родноверы ее придерживаются, поскольку концепция бога Рода практически приравнивает язычество к монотеизму. Однако специалистам доподлинно известно, что такого бога у славян не было, а это − просто мистификация, выросшая из таких божеств второго или даже третьего порядка, как род и рожаницы (что-то вроде домовых). Причем сделана эта мистификация была самолично академиком Борисом Рыбаковым, некогда непререкаемым авторитетом советской археологии и славистики.  

Такая колоссальная ошибка, как поставление во главу пантеона неисторичного бога, которую допустили родноверы девяностых и нулевых на самых высоких уровнях, − яркий пример того, как легко манипулировать мнением увлеченных идеей людей и как шатки построения, основанные не на авторитете науки.

Если говорить о неоязычестве как мировоззрении, которое претендует на роль национального и главенствующего, − а эта работа сейчас ведется (они активно регистрируют общины, чтобы добиться признания государства), − то практикуемое последователями родноверия пренебрежительное отношение к истории недальновидно и является «миной с таймером». Но это мина не для самих неоязычников, а для нашего народа и страны, если, чисто гипотетически, новые язычники станут большинством. Отдельные люди, кстати, смотрят на такой ход событий как на вполне возможную реальность.

Язычество и социум

Неоязыческие тенденции в обществе являются не какими-то игрушками или поветрием. Есть основания полагать, что это серьезная угроза, которая, как мы видим на примере Украины, может привести к самым неожиданным сценариям в исторической перспективе даже обозримого будущего. Возможно, это сгущение красок и паникерство, однако те, кто находится внутри активного патриотического сообщества, наблюдают, насколько привлекательны и соблазнительны именно неоязыческие мотивы в патриотическом самосознании молодежи. Нельзя отрицать того, что наше общество делает серьезные шаги на пути поляризации, то есть многомерности культурных и мировоззренческих парадигм внутри одной национальной общности (читайте − отсутствие единства в главном). Но если важной частью поляризации будет сильный неоязыческий кластер, то, если не уделить достаточного внимания христианскому воспитанию молодых людей, четкая антиправославная и антисуверенная угроза может стать реальностью.

Попробуем уйти от чисто религиозной оценки неоязычества. Что оно несёт обществу и индивиду? Дерево следует оценивать по плодам. Принесение в жертву ребенка, особенно младенца, − явление распространенное в языческом обществе, в том числе и славянском. Русы-язычники верили, что тело убитого возвращает земле ту жизненную силу, которая была в нем. Эта сила передается живым. 

Убиение язычниками первых христиан на Руси. Художник Василий Суриков

О кровавом обычае «детарезанья от первенец» упоминает древнерусское «Слово святого Григория… о том, како первое погани сущие языци кланялись идолам и требы им клали». Археологические изыскания последних лет показали, что обвинения, содержащиеся в этих поучениях, − вовсе не полемические преувеличения христианских проповедников. Многочисленные останки людей, принесенных в жертву, найдены в языческих святилищах на реке Збруч в Прикарпатье, исследованных не так давно, в 1982−1989 годах… Удивительно, но святилища эти действовали и жертвы приносились вплоть до середины второй половины XIII века.

Что же мы увидим на другой чаше весов? Прозорливость и чудеса исцелений русских святых, миротворчество митрополитов в эпоху удельных междоусобиц, благотворительность монастырей в голодные годы.

Получившийся новодел позиционирует себя как исконно славянское и глубоко традиционное общество, которое больше напоминает классическую секту, нежели религиозный культ далёких предков. Вот сравнение лишь нескольких основополагающих моментов:

− Родноверы объединены в общины, тогда как древнее язычество не имело общественного характера, а являлось «семейной» религией при полном отсутствии какого-либо общественного культа и жреческого сословия.

− Общины объединены вокруг религиозных лидеров − волхвов и жрецов; древние же волхвы, подобно нынешним магам и экстрасенсам, лишь исполняли обряды частным образом.

− Древнее язычество не имело чётко сформулированной и единой вероучительной доктрины, мифологии и пантеона богов, примеры чего мы видим сейчас у родноверов.

− Наконец, для обозначения славянской самобытной религиозности в древности никогда не использовались отличительные символы, подобные «коловрату».

Так какое нравственное преображение несёт нашему обществу языческая духовность? Как могут объединить славян своей идеологией родноверы, которые настойчиво заявляют об этом? Их собственные объединения оказались неспособны к единству и фактически распадаются на множество небольших общинок, слабо организованных, представляющих собой объединение группы людей вокруг какого-либо лидера.

«Союз славянских общин», например, поддерживает контакты со многими языческими общинами по всей стране, но реальная ситуация такова, что, как правило, данные контакты ни к чему не обязывают, держась «на честном слове» участников и заключаясь в качестве своеобразного «договора о намерениях». Характерно, что никаких крупных совместных проектов и действий они не ведут и никаких юридических договоров между собой не заключают.

Клятва Сварожича. Художник Борис Ольшанский

Немного статистики

В мае 2012 года директор исследовательской группы «Циркон» Игорь Задорин привёл социологические данные, согласно которым неверующие, православные верующие и условные «язычники» — это три большие, вполне соотносимые по численности группы:

неверующих (атеистов), по данным «Циркона», − 20 %,

православных – 30 %,

«как бы язычники» − 40 %.

остальные религии – 10 % (из них 4-7 % − мусульмане).

А вот согласно всероссийскому исследованию «Арена» («Атлас религий и национальностей России»), представленному 16 января 2013 года исследовательской службой «Среда» и Фондом «Общественное мнение», язычниками («Исповедую традиционную религию предков, поклоняюсь богам и силам природы») себя назвали 1,5 % россиян.

Эта информация говорит нам о том, что более двух миллионов россиян уже исповедуют неоязычество, а число людей, подверженных влиянию неоязыческой идеологии, в 26 раз больше! Для сравнения: последнее из приведённых исследований насчитывает те же 1,5 % суммарно римо-католиков, протестантов и неопротестантов. Исходя из этого, недооценивать неоязычество и потенциал его влияния на современное российское общество просто опасно, как опасно и укоренение в общественном сознании положительного отношения к язычеству наших далёких предков и представление о его тождественности тому язычеству, которое синтезировали люди конца XX − начала XXI века.

Апостол Андрей водружает крест на киевских горах вместо языческих капищ. Радзивиловская летопись, XV век

 

Как дальше жить вместе

Если вдруг стало бы возможным достоверное возрождение культа древних славян, стоит ли заниматься этим? Если да, то только внешне, в той форме, как исторически реконструируются, к примеру, рыцарские турниры. Внутреннее содержание нашего язычества — поклонение измышлённым божествам, обожествлённым стихиям, природным явлениям и космическим объектам и их изваяниям. Ещё несколько тысячелетий назад в Ветхом Завете такой религии дана чёткая оценка — это даже не просто самообман, а мерзость перед единственным истинным Богом, Творцом всего существующего.

Хорошо бы усвоить всем нам, сколь неоднозначно наследие предков, понять, что не все явления, освящённые древностью, стоит возрождать и культивировать, что вряд ли будет уважением к предкам наше возвращение к тому, что они мудро отвергли много веков назад.

Символы подвержены моде. Будем надеяться, что коловраты скоро исчезнут, как некогда исчезли футболки с Че Геварой, а у молодёжи пройдёт упоение собственной неоязыческой неформальностью.

Диакон Максим БЕЛОВ,
клирик Успенского кафедрального собора (Астрахань)

Юрий ГАРАНОВ,
пресс-секретарь ВПК «Покров», кандидат философских наук

Публикация сайта Успенского кафедрального собора Астрахани


 

Поделитесь этой новостью с друзьями! Нажмите на кнопки соцсетей ниже ↓
Яндекс.Метрика