При поддержке Управления делами Московской Патриархии

Майдан в донской степи

16.11.2017 _MG_9326.jpgПоэтичное название Белая Калитва. Город раскинулся у слияния двух рек – Северский Донец и Калитва. Туго закручена здесь история, в том числе современная. «Слово о полку Игореве», восстание белых казаков в 1919 году, а в наши дни – места приюта беженцев из Донбасса, где в XII веке и проходили пути дружины князя Игоря. Благостного в последних событиях мало: приют есть, но никаких прав переселенцы не имеют. А слово «майдан», от которого с некоторых пор вздрагиваешь, здесь присутствует в прямом и переносном смысле. Предлагаем нашим читателям заключительный очерк корреспондентов портала «Приходы» о Волгодонской епархии.

 

Как раз во время нашего путешествия по епархии – в сентябре 2017 года – появилось сообщение о том, что археологи обнаружили в Тацинском районе половецкое захоронение XII-XIII века, погребение знатной половчанки. Как знать, отметил руководитель экспедиции, может быть, эта половецкая женщина была свидетельницей битвы на реке Каяле (Калитве) в мае 1185 года и видела князя Игоря Святославича. С 2002 года в этих местах, в районе хутора Погорелов, проходят ежегодные Международные Каяльские чтения, посвященные «Слову...». Неизменно они начинаются молитвой.

 

Конверт «от Матроны с любовью»

Епископа Волгодонского Корнилия пригласили освятить новое помещение социального центра в поселке Шолоховский Белокалитниковского района.

– Это общественный центр. У нас здесь и церковный есть, но это общественный. Руководитель пригласила освятить, благословить на труды, которые иначе как милосердными не назовешь, – поясняет владыка.

_MG_9123.jpg

– Социальный центр во имя Матроны Московской, – уточняет его руководитель Ольга Николаевна  Пивоварова. – Здесь оказывают помощь в трудной жизненной ситуации. У нас тут и родившие деток мамы, которым некуда идти, и погорельцы, и инвалиды-колясочники и пожилые; двое из них – с Донбасса. Но принцип работы у нас инклюзивный: самоуправление и самообслуживание. То есть все друг другу помогают, все включены в заботу друг о друге.

_MG_9023.jpg

– Соццентр появился пять лет назад благодаря поддержке губернатора Василия Юрьевича Голубева, помогает очень его мама Екатерина Максимовна. Мы и сами находим средства, выигрываем гранты – от Синодального отдела по благотворительности, от Фонда Василия Великого. Купили оборудование, пищеблок, швейные машинки. За пять лет 700 человек прошло через наш центр. Сейчас здесь находится 21 человек.

Скоро шестеро переедут – семья, у них дом сгорел в Ростове-на-Дону, и они два года у нас здесь жили, затем купили дом и участок на «материнский капитал». Четверо детей – от тринадцати лет до одиннадцати месяцев. Участки в этих краях дешевые – «за шапку сухарей», как здесь говорят. /Фото 8877 . В социальном центре Матроны Московской в поселке Шолоховский Белокалитвинского района Ростовской области

– И мамам даем возможность заработать. Конечно, на это центр не окупится. Всегда молюсь. Как мне идея-то пришла – центр создать. Я прочитала житие Матроны Московской, и сердце сжалось, так мне ее жалко было до слез, что же она переносила, как терпела – и ходить не могла, и слепая. Но в то же время, какая она сильная духом, и какая благодать была у нее. И я задумала центр социальный создать, чтоб людям помогать. Без молитвы не получается. А с молитвой – только подумаешь, и вот она, помощь.

_MG_9163.jpg

Однажды пришла женщина и протягивает конверт. А там такая точно сумма, которая в тот момент нужна была. Немалые деньги. Она потом рассказывала: жила в США, и как-то увидела фильм о Матроне, и во сне будто голос: «Езжай туда-то, найди Ольгу и дай ей 25 тысяч». И не один раз этот голос. А она как раз в Ростов к маме собиралась. Приехала, пришла к нам. Протягивает конверт, а на нем написано «От Матроны с любовью».

Вчера Господь привел человека с пожертвованием. А у нас как раз воспитатель нужен, и профессионал нашелся, но зарплаты для него не было. И вдруг все сложилось. Господь дает тех людей, которые нам нужны. 


Свои люди без прав…

В социальном центре поселка Шолоховский третий год живут две пожилые женщины. Жили и работали они в разных частях России, а последние десятилетия – на территории Донбасса, которая оказалась за границей. После 2014 года, когда их дома разрушали, а соседей и родных расстреливали, они с волной беженцев пришли в соседнюю Ростовскую область России. Работоспособные поразъехались уже или закрепились как-то в здешних местах, а они, «пенсионерки», как теперь принято называть дам почтенного возраста, остались.

_MG_9206.jpg

Когда глядишь в их глаза, охватывает двоякое чувство. С одной стороны, здесь не бомбят, тихо, мирно, кров и питание есть – чего тужить.  Но с другой – у людей нет ни копейки денег, ни паспортов, ни прописки, ни вида на жительство. И даже «пенсионерками» их не назовешь, так как нет пенсии. Паспорта украинские отдали на прописку, но годы идут, законы меняются, и как-то ничего не срастается.

– Я бы ушла обратно, если бы там были «сепаратисты», мы бы со своими соседями прожили. А там ведь до сих пор украинская армия. Я боюсь украинских солдат, они пьяные, наркоманы. Они шли с улыбкой и расстреливали всех вокруг.  У соседей девочка маленькая в доме у телевизора танцевала, они увидели ее в окно и застрелили. Как я туда вернусь?! В Гранитном Донецкой области я жила, – рассказывает 80-летняя Елена Спиридоновна Тимофеева. – Проработала 30 лет в Северодвинске, пенсию хорошую заработала, и все пропало.

В конце сентября в прессе прошло сообщение: «ВСУ подтягивают танки на южный фланг донецкого фронта, в район поселка Гранитное».

_MG_9208.jpg

Другая собеседница приехала из Луганской области.  Ветеран войны, 1923 года рождения! Крепкая, мудрая Раиса Александровна Шувар. Ей 94 года. Родилась в Миллерово той же Ростовской области. Работала в Грозном на горной технике, на шахте в Караганде. – У меня в Москве племянница Наталья, учительница. Я ей звонила. Она плачет и говорит, что ничего сделать не может.

_MG_9238.jpg

 

От Белой Калитвы до Иерусалима

– Как проехать к  храму?

– Который на Майдане?  Прямо и налево.

– Батюшка, а правда, что храм построен из досок кораблей, на которых сюда казаки приплыли? Здесь бытует такая легенда, – спрашиваем настоятеля Введенской церкви протоиерея Владимира Гноевого, которого наш звонок застал в библиотеке.

– Ммм… – уклончиво пожал плечами батюшка.  – Пол здесь сохранился первоначальный – широкие дубовые доски, но сам храм на этом месте построен в 1891 году.  А первый храм был во имя святителя Николая. В конце XIX столетия казаки решили построить новый каменный храм, в 30-е годы он был закрыт. Белая Калитва – это оплот Белого движения. В 1943 году немцы открыли храм, надеялись этим привлечь местное население на свою сторону против советской власти. Но как-то у них ничего не вышло.  Красная армия оставила храм действующим. Но недолго он простоял – в 1961 году его закрыли. Люди стояли твердо, но храм был закрыт, снесли купола, колокольню, сделали дом культуры, перегородили пространство на двухметровые комнаты. Уже в конце советской власти, в 1988 году, здание возвратили.

_MG_9305.jpg

Я помню, мы приходили сюда в студенческие годы. Я учился на юрфаке Ростовского университета, и мы были в Белой Калитве в стройотряде, пищекомбинат строили. Тридцать три года назад. Был ли я тогда христианином? Раздумывал о религии благодаря немецкому философу Гегелю.  А об истории края есть интересные экспонаты – здесь уникальный провинциальный музей.

_MG_9312.jpg

– Какие во дворе интересные указатели – расстояния до Москвы, Рима и даже до Иерусалима.

– Так христианство повсюду. Я вот в 2012 году прошел в мемориальном конном походе до Парижа по маршруту казаков, воевавших с Наполеоном.

 

Елена ДОРОФЕЕВА,

Фотографии Марии ТЕМНОВОЙ


Как помочь нашему проекту?

Если вам нравится наша работа, мы будем благодарны вашим пожертвованиям. Они позволят нам развиваться и запускать новые проекты в рамках портала "Приходы". Взносы можно перечислять несколькими способами:

Yandex money Яндекс-деньги: 41001232468041
Webmoney money Webmoney: R287462773558
Sberbank money На карту Сбербанка: 4279380016740245

Также можно перечислить на реквизиты Илиинского прихода:

Наименование: Храм пророка Илии в Черкизове
Юридический и фактический адрес: 107553, г.Москва, ул. Б.Черкизовская д.17
ИНН/КПП 7718117618 / 771801001
ОГРН 1037739274264
ОКАТО 45263594000
Банковские реквизиты:
р/с 40703810900180000148
в ОАО «МИнБ» г. Москва
к/с 30101810300000000600
БИК 044525600

В переводе указать "пожертвование на поддержку сайта".

Если при совершении перевода вы укажите свои имена, они будут поминаться в храме пророка Илии в Черкизове.